Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – силаНаука

Микрокосм Махова

Евгений Пчелов

Festina lente (Спеши медленно). Гравюра из книги «Emblemata Politica» Питера Иссельбурга, Нюрнберг, 1617 год

Имя Александра Евгеньевича Махова (1959—2021) известно, пожалуй, всем серьезным гуманитариям страны. Выдающийся филолог и литературовед, культуролог и музыковед, иконолог и философ, он – бесспорно, самый крупный специалист по такой еще мало разработанной в отечественной науке теме, как эмблематика. Фундаментальное явление культуры, без которого невозможно представить себе ни одну из ее визуальных и текстуальных ипостасей, эмблематика родилась в эпоху Ренессанса, хотя своими корнями уходила и в бестиарную традицию средневековой Европы, и в христианский символизм, и в античные представления о природе и ее знаках и признаках.

Тысячами невидимых, но выявляемых нитей эмблематика пронизала всю европейскую культуру на протяжении столетий и сохраняет свою актуальность даже сейчас, когда мир визуальных знаков и символов, казалось бы, претерпел существенные трансформации. Безусловно значима она и для русской культуры, куда пришла еще в допетровские времена и прочно укоренилась в эпоху петровского поворота на Запад. А А. Е. Махов был, конечно, абсолютно непревзойденным «определителем» и «распутывателем» этих нитей, как заправский детектив, находившим их истоки, следившим за их эволюцией и дававшим четкие и ясные объяснения их семантики, прояснявшие и самую суть того или иного явления культуры.

Александр Евгеньевич Махов

Но Махов не был бы Маховым, если бы не делал важного – давал эти самые ключи к разгадке в руки других исследователей, делился своим колоссальным эмблематическим опытом и знаниями. И главным на этом пути были его исследования-справочники. Именно таким жанром можно определить его ныне завершенную дилогию под общим названием «Эмблематика». «Макрокосм», т. е. окружающая человека природа, увидел свет в 2014 году. «Микрокосм», т. е. сам человек и его качества, – в 2024 году. Десять лет разделяют эти фундаментальные труды, но вместе они составляют органичное и взаимодополняемое единство.

«Макрокосм» большей частью был построен по принципу систематизированного эмблематического справочника-путеводителя по наиболее интересным и ярким образам европейского эмблематического пространства. В этом он следовал уже существовавшей западноевропейской научной традиции, наиболее капитальным проявлением которой является знаменитый справочник А. Хенкеля и А. Шене «Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts» (Stuttgart, Weimar, 1996). Но, конечно, книга А. Е. Махова – абсолютно оригинальный эмблематический свод с развернутым комментарием и содержательной теоретической статьей, описывающей сам феномен книжной эмблемы в его сущностном, структурном, герменевтическом и иных смыслах. «Микрокосм», казалось бы, схож по структуре с первой книгой, но в то же время и инаков – так, что составляет не просто пару к «Макрокосму», но взаимное дополнение в своем отличии.

Паоло Джовио

Как и в «Макрокосме», «Микрокосм» открывает большая теоретическая часть, которой, впрочем, принадлежит в книге главное место. В этом масштабном по замыслу и воплощении тексте автор анализирует эмблематическую метафору человека с точки зрения двух ее составляющих – душевных качеств (или свойств) и телесности. Такая оптика задается как бы самой структурой эмблемы, в которой, начиная с выдающегося ренессансного ученого Паоло Джовио, выделялись «тело», т. е. изображение, и «душа», т. е. текст, это изображение сопровождавший. По словам А. Е. Махова, «эмблема и импреза (личная эмблема) не просто выражают (отображают) мир человека – они являются еще и подобием человека, его аналогией». При этом даже некоторые из эмблематических сборников, например, выдающегося голландского поэта XVII века Якоба Катса, строятся по принципу становления и развития человеческой личности (от юности к зрелости), превращаясь в своего рода эмблематический «роман воспитания » (как всегда, емкие и точные определения автора). Поэтому и изложение материала А. Е. Маховым строится по модели души и тела эмблемы и человека.

Якоб Катс. Художник Михиль ван Миревельт

К «содержанию» души исследователь относит три категории явлений – умонастроения, т. е. базовые эмоционально-моральные «наклонения» человеческой души, которые автор именует этосами и которые формируют систему жизненных ценностей и поведенческих стереотипов; ценностные иерархии, основанные на ключевых понятиях, и способы мышления в эмблематике, которые воплощаются в различных приемах аргументации. К телу относятся человеческая телесность, ее элементы, положения тела, жесты и т. п. Таким образом, в первом разделе речь идет о том, «как, посредством каких метафор отражена в эмблематике человеческая душа как система смыслов; во втором разделе – о том, как человеческое тело использовано в эмблематике в качестве ее языка». Вслед за автором пойдем на краткую экскурсию по его тексту.

Итак, в первой части – «Душа как система смыслов» – А. Е. Махов рассматривает три аспекта – этосы и их метафоры, аргументативные приемы эмблематики (т. е. способы мышления) и ценностные иерархии на примере одного из важнейших понятий, о котором скажем позднее (этот раздел в книге, к сожалению, остался недописанным).

Умонастроений-этосов выделяется три – стоицизм, героизм и прагматизм. Высшей ценностью первого является добродетель, доминантой последнего – самосохранение. Центральным образом стоицизма представляется «автаркийный мудрец, единственным благом для которого является добродетель», которая может воплощаться в различных эмблематических образах, например, в образе Феникса, символизирующего победу добродетели над смертью («награда Фениксу – его воскресение из пепла; награда добродетели – ее бессмертная слава»).

Гравюра Pacientia (Терпение). Ханс Зебальд Бехам, 1540 год

Одним из важных стоических императивов, присутствующих в эмблематике, является бесстрастие – спокойствие души, сохраняемое в любых обстоятельствах. А. Е. Махов выделяет два вида такого бесстрастия – направленного вовне, т. е. по отношению к внешним обстоятельствам, и как бы направленного внутрь человека, стремящегося обуздать свои страсти, не дать им выплеснуться наружу. Классическим эмблематическим примером первого вида бесстрастия выступает скала, обуреваемая ветрами или омываемая бурными волнами. При этом в одном из вариантов на этой скале поселяется зимородок, защищающий в гнезде своих птенцов от ветра, «повсюду находясь в безопасности под защитой Бога». Таким образом зимородок выступает метафорой стоического мудреца. Один из примеров внутреннего бесстрастия – возничий, управляющий парой коней, т. е. стремящийся обуздать свои пороки, прежде всего, безрассудство. Разумеется, и здесь, и далее А. Е. Махов приводит и трактует множество эмблематических примеров, из которых я упоминаю лишь отдельные, кажущиеся мне наиболее простыми и показательными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Суверенитет дороже денег Суверенитет дороже денег

Россия не имеет полной цепочки производства редкоземельных металлов

Монокль
Лавка древностей Лавка древностей

Раскопки цивилизации Караля, древнейшие цветы Земли и протогород из Ингушетии

Знание – сила
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Наедине с природой Наедине с природой

В этом доме идеальная для отдыха атмосфера размеренности и неторопливости

Идеи Вашего Дома
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард 5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард

Пять кинолент, которые станут проводниками в мир авангардного кино

СНОБ
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
9 принципов первой психологической помощи 9 принципов первой психологической помощи

Каковы главные принципы оказания первой психологической помощи?

Psychologies
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Ножки Трампа Ножки Трампа

Как куры Америку с Европой поссорили и при чем здесь коммерческие автомобили

Автопилот
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Машина — зверь Машина — зверь

Анималистика в автомобильных эмблемах и именах

Автопилот
Красота и время Красота и время

Женская красота — та самая условность, которая влияет на всю нашу жизнь

Новый очаг
Жизнь врасплох Жизнь врасплох

В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь

СНОБ
Чистые помыслы Чистые помыслы

Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y Magazine
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
Открыть в приложении