Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – силаНаука

Микрокосм Махова

Евгений Пчелов

Festina lente (Спеши медленно). Гравюра из книги «Emblemata Politica» Питера Иссельбурга, Нюрнберг, 1617 год

Имя Александра Евгеньевича Махова (1959—2021) известно, пожалуй, всем серьезным гуманитариям страны. Выдающийся филолог и литературовед, культуролог и музыковед, иконолог и философ, он – бесспорно, самый крупный специалист по такой еще мало разработанной в отечественной науке теме, как эмблематика. Фундаментальное явление культуры, без которого невозможно представить себе ни одну из ее визуальных и текстуальных ипостасей, эмблематика родилась в эпоху Ренессанса, хотя своими корнями уходила и в бестиарную традицию средневековой Европы, и в христианский символизм, и в античные представления о природе и ее знаках и признаках.

Тысячами невидимых, но выявляемых нитей эмблематика пронизала всю европейскую культуру на протяжении столетий и сохраняет свою актуальность даже сейчас, когда мир визуальных знаков и символов, казалось бы, претерпел существенные трансформации. Безусловно значима она и для русской культуры, куда пришла еще в допетровские времена и прочно укоренилась в эпоху петровского поворота на Запад. А А. Е. Махов был, конечно, абсолютно непревзойденным «определителем» и «распутывателем» этих нитей, как заправский детектив, находившим их истоки, следившим за их эволюцией и дававшим четкие и ясные объяснения их семантики, прояснявшие и самую суть того или иного явления культуры.

Александр Евгеньевич Махов

Но Махов не был бы Маховым, если бы не делал важного – давал эти самые ключи к разгадке в руки других исследователей, делился своим колоссальным эмблематическим опытом и знаниями. И главным на этом пути были его исследования-справочники. Именно таким жанром можно определить его ныне завершенную дилогию под общим названием «Эмблематика». «Макрокосм», т. е. окружающая человека природа, увидел свет в 2014 году. «Микрокосм», т. е. сам человек и его качества, – в 2024 году. Десять лет разделяют эти фундаментальные труды, но вместе они составляют органичное и взаимодополняемое единство.

«Макрокосм» большей частью был построен по принципу систематизированного эмблематического справочника-путеводителя по наиболее интересным и ярким образам европейского эмблематического пространства. В этом он следовал уже существовавшей западноевропейской научной традиции, наиболее капитальным проявлением которой является знаменитый справочник А. Хенкеля и А. Шене «Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts» (Stuttgart, Weimar, 1996). Но, конечно, книга А. Е. Махова – абсолютно оригинальный эмблематический свод с развернутым комментарием и содержательной теоретической статьей, описывающей сам феномен книжной эмблемы в его сущностном, структурном, герменевтическом и иных смыслах. «Микрокосм», казалось бы, схож по структуре с первой книгой, но в то же время и инаков – так, что составляет не просто пару к «Макрокосму», но взаимное дополнение в своем отличии.

Паоло Джовио

Как и в «Макрокосме», «Микрокосм» открывает большая теоретическая часть, которой, впрочем, принадлежит в книге главное место. В этом масштабном по замыслу и воплощении тексте автор анализирует эмблематическую метафору человека с точки зрения двух ее составляющих – душевных качеств (или свойств) и телесности. Такая оптика задается как бы самой структурой эмблемы, в которой, начиная с выдающегося ренессансного ученого Паоло Джовио, выделялись «тело», т. е. изображение, и «душа», т. е. текст, это изображение сопровождавший. По словам А. Е. Махова, «эмблема и импреза (личная эмблема) не просто выражают (отображают) мир человека – они являются еще и подобием человека, его аналогией». При этом даже некоторые из эмблематических сборников, например, выдающегося голландского поэта XVII века Якоба Катса, строятся по принципу становления и развития человеческой личности (от юности к зрелости), превращаясь в своего рода эмблематический «роман воспитания » (как всегда, емкие и точные определения автора). Поэтому и изложение материала А. Е. Маховым строится по модели души и тела эмблемы и человека.

Якоб Катс. Художник Михиль ван Миревельт

К «содержанию» души исследователь относит три категории явлений – умонастроения, т. е. базовые эмоционально-моральные «наклонения» человеческой души, которые автор именует этосами и которые формируют систему жизненных ценностей и поведенческих стереотипов; ценностные иерархии, основанные на ключевых понятиях, и способы мышления в эмблематике, которые воплощаются в различных приемах аргументации. К телу относятся человеческая телесность, ее элементы, положения тела, жесты и т. п. Таким образом, в первом разделе речь идет о том, «как, посредством каких метафор отражена в эмблематике человеческая душа как система смыслов; во втором разделе – о том, как человеческое тело использовано в эмблематике в качестве ее языка». Вслед за автором пойдем на краткую экскурсию по его тексту.

Итак, в первой части – «Душа как система смыслов» – А. Е. Махов рассматривает три аспекта – этосы и их метафоры, аргументативные приемы эмблематики (т. е. способы мышления) и ценностные иерархии на примере одного из важнейших понятий, о котором скажем позднее (этот раздел в книге, к сожалению, остался недописанным).

Умонастроений-этосов выделяется три – стоицизм, героизм и прагматизм. Высшей ценностью первого является добродетель, доминантой последнего – самосохранение. Центральным образом стоицизма представляется «автаркийный мудрец, единственным благом для которого является добродетель», которая может воплощаться в различных эмблематических образах, например, в образе Феникса, символизирующего победу добродетели над смертью («награда Фениксу – его воскресение из пепла; награда добродетели – ее бессмертная слава»).

Гравюра Pacientia (Терпение). Ханс Зебальд Бехам, 1540 год

Одним из важных стоических императивов, присутствующих в эмблематике, является бесстрастие – спокойствие души, сохраняемое в любых обстоятельствах. А. Е. Махов выделяет два вида такого бесстрастия – направленного вовне, т. е. по отношению к внешним обстоятельствам, и как бы направленного внутрь человека, стремящегося обуздать свои страсти, не дать им выплеснуться наружу. Классическим эмблематическим примером первого вида бесстрастия выступает скала, обуреваемая ветрами или омываемая бурными волнами. При этом в одном из вариантов на этой скале поселяется зимородок, защищающий в гнезде своих птенцов от ветра, «повсюду находясь в безопасности под защитой Бога». Таким образом зимородок выступает метафорой стоического мудреца. Один из примеров внутреннего бесстрастия – возничий, управляющий парой коней, т. е. стремящийся обуздать свои пороки, прежде всего, безрассудство. Разумеется, и здесь, и далее А. Е. Махов приводит и трактует множество эмблематических примеров, из которых я упоминаю лишь отдельные, кажущиеся мне наиболее простыми и показательными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

А были ли деревни? А были ли деревни?

Как возник миф о потёмкинских деревнях?

Дилетант
Ксюша Прихотько Ксюша Прихотько

Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ru
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд

Все про ГАЗ «Соболь»: характеристики, сколько стоит, модификации

РБК
На краю земли На краю земли

Столетиями маяки выдерживают натиск стихии, подавая спасительные сигналы

Вокруг света
Старый новый Голливуд Старый новый Голливуд

Как поколение мечтателей навсегда изменило кино

СНОБ
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ru
Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад

Ученые обнаружили ископаемую муху-журчалку, которая подражала окраске ос

N+1
Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов

Зона декольте требует особого внимания

VOICE
Высокая кухня по низким ценам Высокая кухня по низким ценам

Как российские рестораны получали звезды Michelin

Ведомости
Курс на технологическую независимость Курс на технологическую независимость

В этом году стартовал новый нацпроект в АПК

Агроинвестор
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов

Кто может называть себя духовно богатой личностью?

Psychologies
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто

На что стоит обращать внимание неопытным водителям при покупке авто?

Maxim
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Важная деталь делового стиля: как правильно стирать галстуки, чтобы они выглядели великолепно Важная деталь делового стиля: как правильно стирать галстуки, чтобы они выглядели великолепно

Советы деловым людям: как правильно стирать галстуки

ТехИнсайдер
Бортич Бортич

Саша Бортич — об успехе, хейте и внутренней панк-девчонке на скейте

Собака.ru
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
От факелов до светодиодов: история эволюции светильников От факелов до светодиодов: история эволюции светильников

История эволюции светильников от древних времен до нашей эпохи

ТехИнсайдер
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Здоровье в наследство Здоровье в наследство

Генетический скрининг супругов поможет избежать риска родить больного ребенка

Ведомости
Открыть в приложении