Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Объем рынка фемтеха в России, переживающего стадию активного зарождения, сейчас не превышает 9 млрд рублей, однако в перспективе пяти-семи лет он может вырасти более чем десятикратно -- до 110 млрд рублей, говорится в исследовании FemTech Force и инвесткомпании Kama Flow. Этому будут способствовать расширение спектра фемтеха, рост количества научных исследований женского здоровья, интереса женщин к потребительскому фемтеху и применения ИИ в этой сфере, а также появление новых биотехнологических решений, говорят эксперты. Основными препятствиями для развития фемтеха в стране сейчас они видят невысокую информированность потребителей и инвесторов, а также недостаток финансирования для стартапов. Впрочем, перспективы для роста на горизонте уже просматриваются
Ниже радаров мало денег
По оценкам группы исследователей-экспертов FemTech Force при поддержке Kama Flow (Ирины Евдокимовой, Лилии Трошиной, Анны Лабунец, Ангелины Волиной), рынок существующих решений в этой сфере в России не превышает 9 млрд рублей, однако потенциал в перспективе пяти-семи лет составляет 110 млрд рублей. В первом комплексном исследовании рынка, с которым ознакомился Forbes, эксперты проанализировали 65 фемтех-продуктов, сегментировали рынок, детализировали его на категории, оценили затраты пользователей и проникновение ресурсов, выделили тенденции и описали барьеры для развития фемтеха.
Фемтех (FemTech) — инновационные продукты и решения для улучшения жизни и здоровья женщин, включающие носимые устройства, мобильные приложения, умные тесты и биотехнологические разработки. Глобально индустрия активно развивается: по оценкам Statista, по итогам уже 2023 года мировой рынок таких технологий составлял $51,8 млрд, и он может удвоиться к 2028 году — до $102,4 млрд. В лидерах по числу фемтех-стартапов — США, Великобритания, Франция, Канада и Израиль, а среди городов выделяется Лондон. В то же время наиболее стремительный рост новых компаний в этой сфере наблюдается в Сингапуре, Швейцарии и ОАЭ.
Россия же делает только первые шаги в этом направлении, констатируют авторы исследования. В стране пока сохраняется разрыв между спросом и предложением, из-за этого ниша одновременно перспективна и сложна для освоения, указывается в отчете. Основное препятствие — низкая информированность потребителей и инвесторов, а также недостаток финансирования для стартапов. Однако с появлением новых исследований и повышением интереса к теме женского здоровья можно ожидать, что фемтех станет одним из ключевых направлений в медтехе, биотехе и смежных отраслях, следует из отчета.
Российские инвесторы не выделяют FemTech в списке инвестиционных направлений, замечают эксперты. Более того, многие стартапы, включая напрямую связанные с женским здоровьем, предпочитают относить себя к HealthTech или SportTech, чтобы не отстраиваться от крупных и узнаваемых сегментов. «Это может быть связано с тем, что фокус на исключительно женской части населения может урезать аудиторию продукта, однако, на наш взгляд, это не так. Femtech — широкий рынок, объединяющий в целевую аудиторию более половины населения страны», — рассуждает инвестиционный менеджер Kama Flow Анна Лабунец. Она также ссылается на данные доклада ЦБ «Демография и сбережения» (октябрь 2024 года), согласно которому женщины все чаще отвечают за управление ежедневным бюджетом и принимают финансовые решения на ближайшую и среднесрочную перспективу, им свойственна активная роль в принятии финансовых решений в семье.