По итогам прошлого года самой динамично растущей маркой оказалась чешская Škoda

ЭкспертАвто

Рациональный подход

По итогам прошлого года самой динамично растущей маркой в первой десятке оказалась чешская Škoda: в 2018 году объем ее продаж увеличился на 31% и достиг 81,45 тыс. единиц. О деталях своей успешной рыночной стратегии и о своем взгляде на перспективы продаж новых автомобилей в России рассказывает Ян Прохазка, глава марки Škoda в РФ

Алексей Грамматчиков

Ян Прохазка: «Сейчас фундаментальных причин для резкого падения авторынка нет». Фото предоставлено компанией Škoda

Škoda — относительно новый бренд на российском рынке, компания пришла в Россию только в середине 2000-х, поначалу ее продажи не были значимыми. Сейчас же вы уверенно входите в первую десятку ведущих марок на российском автомобильном рынке. Каким образом вашей компании удалось достичь таких результатов?

— Да, марка Škoda в современном понимании пришла на российский рынок несколько позже многих конкурентов, но при этом исторически наша компания имеет богатую историю. Она началась еще в 1895 году, когда Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент в чешском городе Млада-Болеслав начали выпускать сначала велосипеды, потом мотоциклы, а позже перешли к производству автомобилей. Они сразу имели успех, и марка Laurin & Klement, вскоре вошедшая в состав индустриального гиганта Škoda, стала известным и признанным игроком на автомобильном рынке тех лет. После Второй мировой войны настали социалистические времена, компания Škoda стала частью плановой экономики. Компания до середины 1980-х выпускала в массовом порядке автомобили с задним приводом, в частности это была модель koda 120 L — неплохой автомобиль, но с явными недостатками по сегодняшним меркам. Так, у этой машины был маленький багажник, запасное колесо располагалось спереди, что, помимо неудобства его использования, негативно влияло на показатели безопасности. Тем не менее модель пользовалась популярностью. Но реальная история современного успеха Škoda начинается с модели под названием Favorit, которая появилась в 1988 году. У этой уже переднемоторной машины был передний привод, современный по тем временам дизайн, много передовых решений, в частности связанных с конструкцией мотора. Потом, в 1994 году, возникла модель Felicia, а во второй половине 1990-х, когда Škoda полностью вошла в концерн Volkswagen, появились другие новые модели. Прежде всего это была Octavia — машина, которая получила международное признание; по сути, она создала то, на чем мы построили нашу современную историю.

— Кажется, с модели Octavia началось завоевание и российского рынка?

— Да, на момент выхода второго поколения модели я работал в России и хорошо помню, как в 2004–2005 годах мы начинали добиваться расположения российских покупателей. Тогда марку Škoda толком никто не знал, мы начинали с объемов продаж пять тысяч автомобилей в год. С модели Octavia началось формирование имиджа марки Škoda в России. Это была, как мы говорим, честная машина — просторная и комфортная, с большим багажником и удобным доступом к нему благодаря типу кузова лифтбэк. Позже от модели Octavia оттолкнулась модель Rapid, далее пошел Kodiaq. Но все новые модели Škoda имеют в себе сильные черты Octavia.

— Почему марка Škoda показывает в России столь устойчивый рост, которого удается достигать далеко не всем участникам рынка?

— Мы считаем сильной стороной нашего бренда рациональный подход. Приобретение автомобиля Škoda — это обычно не результат спонтанного решения, чаще наши клиенты обдумывают и планируют покупку автомобиля нашей марки заранее, проверяют и сравнивают авто других брендов. Ну и, кроме того, у нас хорошая дилерская сеть, мы постоянно обновляем наш модельный ряд: недавно, например, обновили модель Octavia, вывели на рынок Kodiaq российской сборки.

— Что вы в целом думаете о российском рынке? Последние месяцы он показывает падение. Значит ли это, что продажи автомобилей в России опять на пороге очередного кризиса?

— В целом я не верю, что на российском автомобильном рынке, как вы говорите, опять начинается кризис. По итогам текущего года он, скорее всего, останется на уровне 2018-го. В прошлом году была примерно схожая ситуация: рынок падал в начале года, но во второй половине года продажи пошли вверх и отыграли отрицательные показатели. На мой взгляд, сейчас фундаментальных причин для резкого падения рынка нет. Курс рубля остается стабильным, рынок в целом перестал быть волатильным; пожалуй, объем 1,7 миллиона новых машин в год — этот показатель отражает реальные потребности и возможности покупателей в России.

— Какие ключевые факторы, на ваш взгляд, влияют сейчас на развитие российского автомобильного рынка?

— Сейчас мы наблюдаем на рынке относительную стабильность, и это, безусловно, хорошо, особенно для продаж автомобилей, ведь здесь необходимо долгосрочное планирование производства. Весь 2018 год, особенно вторую его половину мы наблюдали волатильность; когда рынок показывает даже неожиданный всплеск, это тоже не очень хорошо, так как говорит о нестабильности спроса. В России нас беспокоит покупательная способность населения, которая, увы, видимо, не повышается. Жизнь становится дороже, все это чувствуют, повышается НДС, вводятся другие налоги. Но, с другой стороны, рост благосостояния — это постепенный процесс, который не идет большими скачками. Этот процесс долгий, и представители автомобильной индустрии должны здесь набраться терпения.

— Марка Škoda больше всего поставляет автомобилей на экспорт со своих российских заводов. По итогам прошлого года из России на европейские рынки было отправлено более 20 тысяч автомобилей. С чем это связано?

— Мы воспринимаем наши заводы в России как часть глобальной производственной цепочки в Европе концерна Volkswagen. Kodiaq, произведенный на нашем заводе в Нижнем Новгороде, ничем не хуже машин, выпускаемых на заводе в чешских Квасинах. Мы используем наши российские заводы как ресурсы для производства некоторых версий; таким образом, выпущенная в России продукция отправляется на отдельные европейские рынки. И наоборот: некоторые модели и модификации, которые является нишевыми для российского рынка, поступают в РФ с наших европейских заводов. Но, конечно, основная задача наших российских заводов — оперативно реагировать на запросы российских клиентов. А если есть возможность помочь заводам в других странах, коллеги это делают.

— Что вы думаете о развитии новых технологий в автомобилестроении, какие здесь есть заметные тенденции? Верите ли вы, в частности, в скорое завоевание авторынка электромобилями?

— Новые технологии и опции, безусловно, серьезно совершенствуют потребительские свойства современных автомобилей и делают их еще более комфортными, удобными и безопасными. В частности, в нашей обновленной Octavia хорошие отзывы потребителей получили такие системы, как удержание автомобиля в полосе или активный круиз-контроль, который в аварийной ситуации может полностью остановить автомобиль в автоматическом режиме. Что же касается электромобилей, то люди, которые уже пользуются ими, в целом говорят о положительном опыте их использования — такие машины имеют хорошую динамику разгона, они тихие и комфортные. Но таким машинам нужна инфраструктура, и она, к сожалению, не способна появиться за один день. Кроме того, Россия — большая страна с большими расстояниями, и большой вопрос, удобно ли в ближайшее время будет пользоваться электромобилями за пределами мегаполисов. Вероятно, здесь будет расслоение потребительских предпочтений: в городах люди будут согласны пользоваться электрическими машинами, а в мелких удаленных районах останутся в большинстве авто с традиционными моторами. Škoda cо всей серьезностью относится к развитию электротранспорта. Уже в этом году мы планируем представить первый серийный электромобиль нашей марки. Это будет электрическая Škoda Citigo e iV. Далее будет гибридный обновленный Superb. Ну а уже в следующем году будут абсолютно новые электрические модели, развивающие текущий модельный ряд koda. Здесь задача в том, чтобы не растерять те потребительские качества в электромобилях, которые клиенты koda привыкли видеть в машинах с двигателями внутреннего сгорания. Мы убеждены, что не нужно заставлять людей идти на компромиссы. Автомобили при своей технологичности должны быть еще и удобными: обязательно должен быть вместительный багажник, простор внутри… Чтобы клиент сел в электромобиль и сказал: да, это тот комфорт, к которому я привык в «традиционной» Škoda.

— Каковы ваши ближайшие планы в России?

— В России мы надеемся и дальше развивать продажи, в том числе благодаря новым моделям. В следующем году мы, прежде всего, ожидаем появления нашего нового компактного кроссовера Karoq. Я уверен, что эта модель будет особенно интересна в России, где растет популярность компактных кроссоверов. В следующем году мы также представим новую модель Rapid, которая имеет большое значение для марки Škoda в России.

— Что вы думаете о новых формах продажи автомобилей в мире и России? Например, недавно на российском рынке запущена новая форма продажи авто по подписке. Насколько перспективным вам кажется такой подход, когда машина формально не принадлежит пользователю?

— Это, безусловно, интересный процесс. Мы видим, что в России растет число пользователей каршеринга; вероятно, найдутся клиенты и для приобретения авто по подписке. В Чехии и других странах такие продажи пользуются интересом. Но в России нужно все просчитать с точки зрения экономической выгоды. Клиенту должно быть понятно, что покупать автомобиль в таком виде выгодно. Вероятно, поначалу этот подход будет интересен для приобретения второго автомобиля в семью. Что касается менталитета собственника, который особенно распространен в России, то это вполне может отойти на второй план, если клиент поймет, что для него это экономически оправданно. Так что наша компания внимательно следит за новыми формами продаж, и мы, безусловно, их запустим, если поймем, что это привлекательно для наших покупателей.

Объявлены победители «Топ-5 Авто»

В Москве прошла седьмая ежегодная церемония вручения национальной премии экспертов автомобильного бизнеса «Топ-5 Авто 2019», в жюри которой входят авторитетные российские автомобильные журналисты из различных СМИ, в том числе из журнала «Эксперт». Победителями премии стали Kia Ceed (номинация «Компактный городской автомобиль»), Audi A7 Sportback (номинация «Большой представительский городской автомобиль»), Jaguar I-Pace (номинация «Компактный кроссовер / внедорожник и автомобиль повышенной проходимости), Audi Q8 (номинация «Большой кроссовер / внедорожник»), Audi RS4 (номинация «Спортивный автомобиль / купе / родстер / кабриолет»), Hyundai H1 (номинация «Легкий коммерческий автомобиль / пикап»).

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Станция «Двадцать лет» Станция «Двадцать лет»

За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь

Эксперт
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата

Авары господствовали над этнически и культурно неоднородным населением

N+1
«Мы вступаем в совершенно новую эпоху, движимую искусственным интеллектом» «Мы вступаем в совершенно новую эпоху, движимую искусственным интеллектом»

Какие надежды визионеры возлагают на науку в будущем

РБК
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков

Беседа с Борисом Кутенковым о судьбе поэта Дениса Новикова

СНОБ
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья «Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за воспитание народа, был Петр I. Так ли это?

ТехИнсайдер
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
Как перестроить компанию, которая не перестраивается Как перестроить компанию, которая не перестраивается

Почему перемены нужны предприятиям?

Inc.
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег 7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег

Что действительно нужно для получения результата и своевременного омоложения

VOICE
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании

Как правильно организовать работу с молодыми специалистами

Forbes
Меланжевые войны Меланжевые войны

Выгодно ли превращать ресурсы в оружие

N+1
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
На вес золота: 10 неожиданных фактов об этом ценном металле На вес золота: 10 неожиданных фактов об этом ценном металле

Что вы знаете о золоте?

ТехИнсайдер
Чисто-начисто Чисто-начисто

7 неожиданных вещей которые можно мыть в посудомойке

Лиза
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
Открыть в приложении