По итогам прошлого года самой динамично растущей маркой оказалась чешская Škoda

ЭкспертАвто

Рациональный подход

По итогам прошлого года самой динамично растущей маркой в первой десятке оказалась чешская Škoda: в 2018 году объем ее продаж увеличился на 31% и достиг 81,45 тыс. единиц. О деталях своей успешной рыночной стратегии и о своем взгляде на перспективы продаж новых автомобилей в России рассказывает Ян Прохазка, глава марки Škoda в РФ

Алексей Грамматчиков

Ян Прохазка: «Сейчас фундаментальных причин для резкого падения авторынка нет». Фото предоставлено компанией Škoda

Škoda — относительно новый бренд на российском рынке, компания пришла в Россию только в середине 2000-х, поначалу ее продажи не были значимыми. Сейчас же вы уверенно входите в первую десятку ведущих марок на российском автомобильном рынке. Каким образом вашей компании удалось достичь таких результатов?

— Да, марка Škoda в современном понимании пришла на российский рынок несколько позже многих конкурентов, но при этом исторически наша компания имеет богатую историю. Она началась еще в 1895 году, когда Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент в чешском городе Млада-Болеслав начали выпускать сначала велосипеды, потом мотоциклы, а позже перешли к производству автомобилей. Они сразу имели успех, и марка Laurin & Klement, вскоре вошедшая в состав индустриального гиганта Škoda, стала известным и признанным игроком на автомобильном рынке тех лет. После Второй мировой войны настали социалистические времена, компания Škoda стала частью плановой экономики. Компания до середины 1980-х выпускала в массовом порядке автомобили с задним приводом, в частности это была модель koda 120 L — неплохой автомобиль, но с явными недостатками по сегодняшним меркам. Так, у этой машины был маленький багажник, запасное колесо располагалось спереди, что, помимо неудобства его использования, негативно влияло на показатели безопасности. Тем не менее модель пользовалась популярностью. Но реальная история современного успеха Škoda начинается с модели под названием Favorit, которая появилась в 1988 году. У этой уже переднемоторной машины был передний привод, современный по тем временам дизайн, много передовых решений, в частности связанных с конструкцией мотора. Потом, в 1994 году, возникла модель Felicia, а во второй половине 1990-х, когда Škoda полностью вошла в концерн Volkswagen, появились другие новые модели. Прежде всего это была Octavia — машина, которая получила международное признание; по сути, она создала то, на чем мы построили нашу современную историю.

— Кажется, с модели Octavia началось завоевание и российского рынка?

— Да, на момент выхода второго поколения модели я работал в России и хорошо помню, как в 2004–2005 годах мы начинали добиваться расположения российских покупателей. Тогда марку Škoda толком никто не знал, мы начинали с объемов продаж пять тысяч автомобилей в год. С модели Octavia началось формирование имиджа марки Škoda в России. Это была, как мы говорим, честная машина — просторная и комфортная, с большим багажником и удобным доступом к нему благодаря типу кузова лифтбэк. Позже от модели Octavia оттолкнулась модель Rapid, далее пошел Kodiaq. Но все новые модели Škoda имеют в себе сильные черты Octavia.

— Почему марка Škoda показывает в России столь устойчивый рост, которого удается достигать далеко не всем участникам рынка?

— Мы считаем сильной стороной нашего бренда рациональный подход. Приобретение автомобиля Škoda — это обычно не результат спонтанного решения, чаще наши клиенты обдумывают и планируют покупку автомобиля нашей марки заранее, проверяют и сравнивают авто других брендов. Ну и, кроме того, у нас хорошая дилерская сеть, мы постоянно обновляем наш модельный ряд: недавно, например, обновили модель Octavia, вывели на рынок Kodiaq российской сборки.

— Что вы в целом думаете о российском рынке? Последние месяцы он показывает падение. Значит ли это, что продажи автомобилей в России опять на пороге очередного кризиса?

— В целом я не верю, что на российском автомобильном рынке, как вы говорите, опять начинается кризис. По итогам текущего года он, скорее всего, останется на уровне 2018-го. В прошлом году была примерно схожая ситуация: рынок падал в начале года, но во второй половине года продажи пошли вверх и отыграли отрицательные показатели. На мой взгляд, сейчас фундаментальных причин для резкого падения рынка нет. Курс рубля остается стабильным, рынок в целом перестал быть волатильным; пожалуй, объем 1,7 миллиона новых машин в год — этот показатель отражает реальные потребности и возможности покупателей в России.

— Какие ключевые факторы, на ваш взгляд, влияют сейчас на развитие российского автомобильного рынка?

— Сейчас мы наблюдаем на рынке относительную стабильность, и это, безусловно, хорошо, особенно для продаж автомобилей, ведь здесь необходимо долгосрочное планирование производства. Весь 2018 год, особенно вторую его половину мы наблюдали волатильность; когда рынок показывает даже неожиданный всплеск, это тоже не очень хорошо, так как говорит о нестабильности спроса. В России нас беспокоит покупательная способность населения, которая, увы, видимо, не повышается. Жизнь становится дороже, все это чувствуют, повышается НДС, вводятся другие налоги. Но, с другой стороны, рост благосостояния — это постепенный процесс, который не идет большими скачками. Этот процесс долгий, и представители автомобильной индустрии должны здесь набраться терпения.

— Марка Škoda больше всего поставляет автомобилей на экспорт со своих российских заводов. По итогам прошлого года из России на европейские рынки было отправлено более 20 тысяч автомобилей. С чем это связано?

— Мы воспринимаем наши заводы в России как часть глобальной производственной цепочки в Европе концерна Volkswagen. Kodiaq, произведенный на нашем заводе в Нижнем Новгороде, ничем не хуже машин, выпускаемых на заводе в чешских Квасинах. Мы используем наши российские заводы как ресурсы для производства некоторых версий; таким образом, выпущенная в России продукция отправляется на отдельные европейские рынки. И наоборот: некоторые модели и модификации, которые является нишевыми для российского рынка, поступают в РФ с наших европейских заводов. Но, конечно, основная задача наших российских заводов — оперативно реагировать на запросы российских клиентов. А если есть возможность помочь заводам в других странах, коллеги это делают.

— Что вы думаете о развитии новых технологий в автомобилестроении, какие здесь есть заметные тенденции? Верите ли вы, в частности, в скорое завоевание авторынка электромобилями?

— Новые технологии и опции, безусловно, серьезно совершенствуют потребительские свойства современных автомобилей и делают их еще более комфортными, удобными и безопасными. В частности, в нашей обновленной Octavia хорошие отзывы потребителей получили такие системы, как удержание автомобиля в полосе или активный круиз-контроль, который в аварийной ситуации может полностью остановить автомобиль в автоматическом режиме. Что же касается электромобилей, то люди, которые уже пользуются ими, в целом говорят о положительном опыте их использования — такие машины имеют хорошую динамику разгона, они тихие и комфортные. Но таким машинам нужна инфраструктура, и она, к сожалению, не способна появиться за один день. Кроме того, Россия — большая страна с большими расстояниями, и большой вопрос, удобно ли в ближайшее время будет пользоваться электромобилями за пределами мегаполисов. Вероятно, здесь будет расслоение потребительских предпочтений: в городах люди будут согласны пользоваться электрическими машинами, а в мелких удаленных районах останутся в большинстве авто с традиционными моторами. Škoda cо всей серьезностью относится к развитию электротранспорта. Уже в этом году мы планируем представить первый серийный электромобиль нашей марки. Это будет электрическая Škoda Citigo e iV. Далее будет гибридный обновленный Superb. Ну а уже в следующем году будут абсолютно новые электрические модели, развивающие текущий модельный ряд koda. Здесь задача в том, чтобы не растерять те потребительские качества в электромобилях, которые клиенты koda привыкли видеть в машинах с двигателями внутреннего сгорания. Мы убеждены, что не нужно заставлять людей идти на компромиссы. Автомобили при своей технологичности должны быть еще и удобными: обязательно должен быть вместительный багажник, простор внутри… Чтобы клиент сел в электромобиль и сказал: да, это тот комфорт, к которому я привык в «традиционной» Škoda.

— Каковы ваши ближайшие планы в России?

— В России мы надеемся и дальше развивать продажи, в том числе благодаря новым моделям. В следующем году мы, прежде всего, ожидаем появления нашего нового компактного кроссовера Karoq. Я уверен, что эта модель будет особенно интересна в России, где растет популярность компактных кроссоверов. В следующем году мы также представим новую модель Rapid, которая имеет большое значение для марки Škoda в России.

— Что вы думаете о новых формах продажи автомобилей в мире и России? Например, недавно на российском рынке запущена новая форма продажи авто по подписке. Насколько перспективным вам кажется такой подход, когда машина формально не принадлежит пользователю?

— Это, безусловно, интересный процесс. Мы видим, что в России растет число пользователей каршеринга; вероятно, найдутся клиенты и для приобретения авто по подписке. В Чехии и других странах такие продажи пользуются интересом. Но в России нужно все просчитать с точки зрения экономической выгоды. Клиенту должно быть понятно, что покупать автомобиль в таком виде выгодно. Вероятно, поначалу этот подход будет интересен для приобретения второго автомобиля в семью. Что касается менталитета собственника, который особенно распространен в России, то это вполне может отойти на второй план, если клиент поймет, что для него это экономически оправданно. Так что наша компания внимательно следит за новыми формами продаж, и мы, безусловно, их запустим, если поймем, что это привлекательно для наших покупателей.

Объявлены победители «Топ-5 Авто»

В Москве прошла седьмая ежегодная церемония вручения национальной премии экспертов автомобильного бизнеса «Топ-5 Авто 2019», в жюри которой входят авторитетные российские автомобильные журналисты из различных СМИ, в том числе из журнала «Эксперт». Победителями премии стали Kia Ceed (номинация «Компактный городской автомобиль»), Audi A7 Sportback (номинация «Большой представительский городской автомобиль»), Jaguar I-Pace (номинация «Компактный кроссовер / внедорожник и автомобиль повышенной проходимости), Audi Q8 (номинация «Большой кроссовер / внедорожник»), Audi RS4 (номинация «Спортивный автомобиль / купе / родстер / кабриолет»), Hyundai H1 (номинация «Легкий коммерческий автомобиль / пикап»).

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг

В Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District

Эксперт
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Франция заморская Франция заморская

«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

Дилетант
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно

Лайфхаки по уборке ванной и туалета

Новый очаг
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Раньше было лучше? Раньше было лучше?

Как научиться ценить себя в настоящем, чтобы через годы не скучать по прошлому

Grazia
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Открыть в приложении