Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историйРепортаж

Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Серго Кухианидзе

Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

«Я пошел в известном смысле на авантюру. Взял старинную грузинскую кулинарную книгу и стал для звучания, литературного эффекта тасовать названия и рецепты. Французы же все, естественно, приняли за чистую монету. Когда Ришар мне позвонил и попросил рецепты всех блюд из фильма, я сказал: «Ни в коем случае, отравишь весь Париж!» Мне пришлось сознаться, что все блюда в сценарии — туфта, и послать другие рецепты не менее вкусных грузинских блюд, а главное, настоящих».

— Ираклий, признайтесь, краска стыда до сих пор заливает ваше лицо оттого, что в свое время вы омрачили пребывание великого итальянского режиссера Федерико Феллини в Москве?

— О да! С тех пор прошло более 60 лет, всякий раз, когда я вспоминаю эту фантасмагорическую историю, мне становится не по себе. Оправдывает меня лишь то, что влип я в нее ненароком. В тот день сложились обстоятельства, которые, как известно, выше нас. (Смеется.)

Случилось это в 1963 году, в дни проведения Московского кинофестиваля, на который Феллини впервые приехал, привезя свой фильм «Восемь с половиной». Мне было тогда 24 года, я оканчивал факультет журналистики Тбилисского университета и бредил кино. Понятно, что не мог пропустить такое грандиозное событие, как Московский кинофестиваль. Тем более зная, что на него приедет сам Феллини.

Но накануне того исторического дня мы с друзьями хорошо покутили. Ну а утром по уже устоявшейся традиции отправились всей ватагой в знаменитый в ту пору в столице ресторан «Арагви» — единственное место в Москве, где тогда можно было отведать хаши — чрезвычайно вкусное, но очень специфическое блюдо.

Употребляют его по утрам, чтобы быстро снять похмелье, когда голова трещит, готовая вот-вот расколоться... В Грузии после хаши идут, как правило, в серную баню, а потом домой отсыпаться.

Отар Зауташвили и Бухути Закариадзе на съемках фильма «Кувшин», 1969 год. Фото: из архива И. Квирикадзе

Хаши, замечу, очень демократичное блюдо. В ранний утренний час оно собирает в ресторане самых разных мужчин. За столами могут оказаться студент и профессор, вор в законе и прокурор. Уверен, что только утреннее застолье с хаши терпит такое разношерстное, противоречивое соседство. Выйдя из ресторана, они могут ругаться, гоняться друг за другом, но пока едят хаши, все забывают о своих профессиональных обязанностях.

Кстати, в «Арагви» за тарелкой хаши нередко можно было встретить Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Александра Абдулова, многих других известных артистов, писателей, светил медицины.

Как бы то ни было, в моей истории главное не это, а то, из каких ингредиентов состоит хаши. Так вот, хаши — это горячий бульон из говяжьих потрохов, куда перед едой каждый по своему вкусу добавляет тертый чеснок. В то злополучное воскресенье с чесноком я явно переборщил. И все бы ничего, если бы я вдруг не вспомнил, что мне надо срочно бежать в гостиницу «Москва», где меня ждут друг со своим дядей. Они привезли из Тбилиси деньги от отца, небольшие, но...

— Понятно, в Москве деньги у всех быстро заканчиваются!

— Вот именно. Словом, выпив сто грамм под ароматный хаши, я стремглав побежал из «Арагви» в гостиницу. Бегу, а сам думаю: успею ли? Они сказали, что будут в отеле строго до 11 часов утра, а потом уезжают из Москвы по своим делам. Понятно, что никаких мобильных телефонов, чтобы предупредить, перезвонить, сказать, что опаздываю, тогда не было.

Запыхавшийся, вбегаю в вестибюль гостиницы. Смотрю, как прямо перед моим носом медленно закрываются двери лифта. В голове одна мысль: во что бы то ни стало заскочить в кабину! Врываюсь в переполненную кабину лифта и буквально прилипаю к щеке какого-то человека. Лифт тронулся. Вглядываюсь, а это — щека самого Федерико Феллини! Это сейчас возле него было бы три-четыре здоровенных охранника, в то же время никаких «секьюрити» не существовало, все было просто.

Представляете мое состояние? Я встретил бога в полном смысле этого слова! Но вижу, что знаменитый режиссер нашей случайной встречей явно недоволен. Его глаз наполняется злостью. Он всячески старается от меня максимально отстраниться. До меня, еще тяжелого с похмелья, наконец дошло: его раздражает распространяемый мной дикий запах чеснока! Старомодный лифт, как назло, еле-еле тащится вверх.

Уверен, Феллини в те минуты обрушил на меня все известные ему ругательства, смысл которых сводился к простенькой фразе: «Сукин сын, убери от меня свою морду!» Но, зажатый со всех сторон, я при всем желании никак не мог этого сделать, не мог ни на сантиметр пошевелиться!

Ираклий Квирикадзе, 1970 год. Фото: из архива И. Квирикадзе

Когда наконец на каком-то этаже лифт остановился и Феллини вышел, я, к своему удивлению, инстинктивно поплелся за ним. Осознавая вину, я окликнул его и сказал первое, что пришло на ум: «Mister Fellini, sorry, it’s garlic!» («Мистер Феллини, извините, это чеснок!») Конечно, я не знал, какова будет его реакция. Откровенно говоря, был готов ко всему, казалось, что он обложит меня матом. А он на полсекунды замер, внимательно посмотрел на меня, улыбнулся и без всякого раздражения ответил: «I like garlic!» («Я люблю чеснок!») И ушел. Я видел лишь его удаляющуюся по длинному коридору гостиницы спину.

Позже я узнал, что Феллини, как все итальянцы, можно сказать, действительно очень любил чеснок. Его жена, несравненная актриса Джульетта Мазина, была весьма умелой кулинаркой и с удовольствием добавляла чеснок во многие блюда. Например, в свою фирменную «зеленую сальсу», которую она готовила из петрушки, яиц, анчоусов, оливкового масла, уксуса и чеснока. Вообще еда и кино для Феллини шли рука об руку. Неудивительно, что как-то он обронил такую загадочную фразу: «Кино — это магия. Макароны — реальность. Или наоборот?»

— Эта «чесночная история», впрочем, никак не помешала Феллини получить на том Московском кинофестивале за свою картину «Восемь с половиной» главный приз, верно?

— Ну конечно, хотя, должен сказать, что и без меня увезти Феллини главный приз из Москвы в 1963 году было непросто. (Смеется.) Дело в том, что этому всерьез воспротивился тогдашний руководитель Советского Союза всемогущий Никита Хрущев.

Узнав, что жюри во главе с председателем Григорием Наумовичем Чухраем приняло решение отдать главный приз Московского кинофестиваля какому-то итальянцу Феллини, Хрущев пришел в дикую ярость. Весь киномир от фильмов такого необычного, грандиозного мастера, как Феллини, падал от восторга в обморок, а Хрущев его возненавидел.

Наверное, это был один из бзиков тогдашнего эксцентричного главы СССР. Хрущев орал, топал ногами, что не допустит, чтобы главный приз Московского кинофестиваля отдали капиталисту! В своей классовой ненависти он лично ратовал за посредственную нашу ленту, если не ошибаюсь, «Знакомьтесь, Балуев!», которая также была включена в конкурсную программу. Чухрай, узнав обо всем, сразу ответил категорическим отказом. Он сказал: «Нет, ни в коем случае. Картина Феллини — это великое кино, я не могу пойти на компромисс и не позволю отобрать у Феллини главную награду». Григория Наумовича, разумеется, вызывали, по законам того времени, на ковер в ЦК КПСС, где его запугивали, ему угрожали. Я не знаю, что он там ответил, может быть, смикшировал как-то ситуацию, но, когда жюри со сцены Кремлевского Дворца съездов объявило свой вердикт, оказалось, что главный приз получил фильм «Восемь с половиной».

Ираклий Квирикадзе и Петр Тодоровский, 1976 год. Фото: Альгимантас Моцкус/из архива И. Квирикадзе

Признаюсь, не только за этот поступок, а вообще за все, что делал Григорий Наумович, что он говорил, я его боготворил. Ведь я «птенец гнезда» Чухрая — на режиссерском факультете ВГИКа обучался в его мастерской. Он меня тоже любил. Любил меня слушать, когда я рассказывал всякие свои дурацкие истории, искренне хохотал. У нас с ним была хорошая дружба.

— Если выделить самое главное, скажите, чему Чухрай научил вас за годы учебы во ВГИКе?

— Человечности.

— Это что значит?

— Чухрай научил меня умению жить с открытым сердцем, способности переживать и сопереживать. Поверьте, я не встречал более чистого, светлого человека, полного добра, проповедующего добро, распространяющего его вокруг себя. Чухрай был невероятным. Изумительным. Уникальным. И это при том, что сам он прошел через войну, кровь, боль и слезы, испытал много страшного. Как после этого остаться таким нежным, ранимым? Общаясь с ним, мы, студенты, словно припадали к живительному роднику.

— Не будь таким, Чухрай, надо думать, никогда бы не снял свою «Балладу о солдате»?

— Конечно. Его «Баллада о солдате» — это берущий за душу шедевр на все времена. Я влюблен в этот фильм. И то, что на Московском кинофестивале в 1963 году он не дрогнул перед давлением властей и дал приз Феллини, тоже о многом говорит. Поверьте, то был не просто со стороны Чухрая принципиальный поступок, а настоящий гражданский подвиг.

— После «чесночной истории» в лифте гостиницы «Москва» вы встречались с Федерико Феллини?

— Нет, никогда. Так и не довелось. Хотя всегда мечтал об этом. Мне так хотелось угостить его наваристым домашним хаши под рюмку виноградной чачи! (Смеется.)

— Кстати, если бы у вас была возможность устроить у себя застолье, на которое вы могли пригласить любого дорогого вашему сердцу человека, кого, кроме Феллини, позвали бы разделить хлеб-соль?

— Из режиссеров?

— Допустим.

— Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана, Луиса Бунюэля, Жан-Люка Годара, Джона Форда. Обязательно Тарантино! Если бы Квентин пришел, я был бы прямо на седьмом небе от счастья.

Ираклий Квирикадзе на съемках фильма «Путешествие товарища Сталина в Африку», 1990 год. Фото: из архива И. Квирикадзе

Из наших? Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, с которыми у меня были замечательные отношения, Элема Климова, Рустама Хамдамова, Али Хамраева, Резо Давидовича Чхеидзе, создателя легендарного фильма о войне «Отец солдата», руководителя студии «Грузия-фильм», на которой я делал свои первые шаги в кинематографе. Конечно, моего педагога Григория Наумовича Чухрая. Знаете, список этот можно множить и множить. Он бесконечен. Чтобы всех усадить, мне понадобился бы стол человек на 150!

— Вы сказали «обязательно Тарантино». Почему?

— Не только потому, что мне очень нравятся его оригинальные картины. Как ни странно, с людьми, которых я перечислил, с которыми я бы хотел разделить застолье-мечту, у меня происходили в жизни какие-то странные встречи.

— Включая Тарантино?

— Да, включая Тарантино. Мы познакомились, когда Квентин был еще не режиссером, а продавцом видеокассет.

Я жил тогда в Америке, где в общей сложности провел на Западном побережье, в пригороде Лос-Анджелеса, шесть лет. Приехал на литературный конкурс, где мой сценарий победил, а я оказался в клинике, где мне сделали операцию на сердце.

Я-то был уверен, что оно у меня здоровое. Я совершал каждый день пробежки по пляжу вдоль Тихого океана, много лет занимался популярным в ту пору джоггингом. Правда, монтируя по ночам в студии «Грузия-фильм», много пил кофе и без конца курил наикрепчайшие кубинские сигареты «Партагос».

Словом, в один далеко не прекрасный день оказался в операционной, но это долгая история. Слава богу, что она хорошо для меня закончилась, потому что для операции требовалась достаточно крупная сумма, которой у меня не было. Хирург буквально держал надо мной скальпель, ожидая перевода нужной суммы, которую, к счастью, мои американские друзья быстро собрали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лиза Моряк: «Я была готова побороться за роль Татьяны» Лиза Моряк: «Я была готова побороться за роль Татьяны»

Оператор, который снимал фильм, сказал: «Это одна из лучших ролей Лизы»

Караван историй
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Ольга Погодина: «У меня нет проблем с Вселенной, мы с ней давно договорились» Ольга Погодина: «У меня нет проблем с Вселенной, мы с ней давно договорились»

Несмотря на смутные времена, когда все плохо, все равно нельзя останавливаться

Караван историй
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
Дерево, камень и лондонский туман Дерево, камень и лондонский туман

Разнообразие природных фактур и технологичная дизайнерская мебель

SALON-Interior
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Еще чашечку! Еще чашечку!

7 симптомов, что у тебя зависимость от кофеина и как с этим справиться

Лиза
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
Вон из дома Вон из дома

Подробная инструкция, как распрощаться с ненужными вещами и заодно заработать

VOICE
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов

Как Маньковы превратили окрестности старинного имения в парк развлечений

Forbes
Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри» Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри»

Лукерья Ильяшенко о мечтах, неожиданных поворотах судьбы и секретах радости

Караван историй
Чистый холст Чистый холст

Минималистичный, но нескучный интерьер квартиры с элементами неоклассики

SALON-Interior
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя

Что может служить «звоночками» в описании вакансии и на собеседовании

Forbes
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Сбитнем по рынку: как монастырский рецепт привел к 120 млн рублей выручки Сбитнем по рынку: как монастырский рецепт привел к 120 млн рублей выручки

Как сбитень постепенно превращается из нишевого продукта в массовый?

Forbes
Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков

Свежевыжатые соки и смузи могут быть вредны для здоровья

ТехИнсайдер
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них

Можно ли на мотоблоке передвигаться без прав?

РБК
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти

Личные истории участников анонимных сообществ, помогающих преодолеть зависимость

Psychologies
Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака

Как раскрыли аферу Аманды Райли из США по борьбе с раком

ТехИнсайдер
Открыть в приложении