Завод «Накал» выпускает оборудование для термической обработки деталей

ЭкспертБизнес

Эта печь справится с любыми деталями

Компания «Накал — Промышленные печи». Разработка, производство и продажа оборудования для термической обработки. Генеральный директор — Николай Итяксов

Виктория Безуглова

Завод «Накал», основанный в 1992 году Николаем Итяксовым и Сергеем Трепалиным, выпускает оборудование для термической обработки деталей, испытывающих повышенные нагрузки в составе того или иного механизма. И спрос на его продукцию постоянно растет. В России у завода сотни заказчиков, в том числе Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, Концерн ПВО «Алмаз–Антей», «Севмаш», «ЛУКойл», РЖД, «Северсталь». Проявляют интерес к его продукции и зарубежные машиностроительные компании, поскольку у российского производителя очень привлекательная цена — почти в полтора раза ниже мировых цен при схожих технических характеристиках.

Ходовая экспортная позиция

Николай Итяксов,
генеральный директор
«Накала»: «Бурную
деятельность по
продвижению
печей азотирования
мы пока свернули»

Свой первый заказ на внешнем рынке завод получил от испанцев на печь азотирования в 2008 году, а затем клиенты посыпались один за другим. Тогда «Накал» представил на выставке Thermprocess в Дюссельдорфе печь азотирования, у которой технические характеристики были лучше, чем у зарубежных производителей: по маркам обрабатываемых материалов, по свойствам, которые приобретают обработанные детали, по скорости обработки — нужная степень насыщения железа азотом в установках с КГА достигается, по сравнению с традиционными, на 30–50% быстрее. Усовершенствованные технические характеристики русская печь получила благодаря инженерным разработкам конструкторского бюро «Накала» и ведущего технолога Владимира Сыропятова — автора принципиально нового подхода к газовому азотированию. Этот метод снял ограничения, присущие традиционному газовому азотированию, и открыл этой технологии вход в целый ряд областей, где газовое азотирование ранее не применялось. Азотирование — технологический процесс химико-термической обработки, когда поверхность различных металлов или сплавов насыщают азотом в специальной азотирующей среде. Поверхностный слой изделия, насыщенный азотом, имеет в своем составе растворенные нитриды и приобретает повышенную коррозионную стойкость в водной среде, в паровоздушной и влажной атмосфере, высокую твердость, износостойкость.

«Печи были адаптированы для западного рынка, сертифицированы в соответствии с европейским сертификатом CE, а по цене они в три раза дешевле печей канадской фирмы Nitrex, которая поставляет аналогичное оборудование по всему миру и диктует свою ценовую политику», — говорит Николай Итяксов. В 2010 году завод планировал создать в странах ЕС собственную дилерскую сеть и через пять лет контролировать не менее 20% рынка газового азотирования Европы и США. Увы, такую масштабную экспортную стратегию «Накалу» осуществить не удалось по ряду причин, в том числе в силу особенностей продажи высокотехнологичного оборудования на зарубежные рынки. Хотя поначалу все шло неплохо. Компания начала сотрудничать с американской фирмой AFC – Holcroft: обслуживала их оборудование в России и по дистрибуторскому соглашению представляла в странах СНГ. В ответ американцы представляли русские печи на рынке США. А потом наступили всем известные политические события 2014–2015 годов. «Американские партнеры заявили, что не будут продавать оборудование фирме, которая собирается сбивать американские самолеты, — вспоминает г-н Итяксов. — Речь шла о компании “Алмаз–Антей”, куда они через нас должны были поставить свою продукцию. С американцами расстались, а затем стало сложнее работать с крупными западными партнерами. Мы поняли: они боятся иметь дело с русской компанией, ведь банки в любой момент могут наложить на них санкции, заблокировать счета либо последуют другие карательные меры».

Конечно, ушли не все клиенты, остались предприятия малого бизнеса в Европе и США, для которых приоритет в сотрудничестве с «Накалом» — технологическая поддержка при отладке технологии под их задачи. Конкуренты на мировом рынке за такую помощь берут очень дорого. Со своей стороны, «Накал» подтягивался на новый уровень производства: чтобы приспособить оборудование для иностранных заказчиков, печь азотирования сделали с автоматизированным программным управлением, что позволяет машине после ввода информации о конкретной марке стали, глубине слоя, твердости и других параметров термообработки самостоятельно регулировать дальнейший процесс, менять расход газа и температурный режим. На мировом рынке автоматика в печах азотирования давно присутствовала, а вот в России такого не выпускали. И если избалованные клиенты КамАЗа и АвтоВАЗа, работавшие на импортном оборудовании, видели такие печи, то оборонная промышленность — нет, на многих заводах были устаревшие агрегаты, вывезенные еще по репарации из Германии.

Нужны продавцы-технологи

Выход на международный рынок показал специалистам «Накала», что нужно не только производить по-новому, но и продавать. В компании с удивлением обнаружили, что процесс продажи высокотехнологичного оборудования осуществляется везде иначе, чем в России. Отечественным клиентам достаточно прописать в договоре, какие обязательства на себя берет компания-производитель и какие технологические параметры деталей по азотированию обязуется выполнить. Более того, покупатель счастлив, если ему обещают выполнить работу «под ключ», так как зачастую он не в состоянии самостоятельно отработать технологию. Немаловажное значение имеет репутация предприятия, а «Накал» уже почти тридцать лет работает на российском рынке, и ему доверяют.

Иностранные покупатели ведут себя иначе. Приезжают технические и технологические специалисты, вникают во все нюансы и детали металлографии, задают массу узкоспециальных вопросов, на которые обычный сотрудник отдела продаж никогда не ответит. Они сравнивают российского производителя с канадским, уточняют, что им понятно, а что нет, фоном идут языковые барьеры и разница в технологических подходах. Могут рассуждать так: зачем привыкать к тому, как делают в России, лучше взять по старинке, у знакомых поставщиков. «Чтобы им продавать, надо задействовать специалистов уровня Сыропятова — ученого и технолога высокого уровня, который до прихода в нашу компанию был заведующим термической лабораториии НИИ технологии автомобильной промышленности, четыре года проработал в Иране — запускал автомобильную промышленность. Таких людей, да еще свободно говорящих на английском языке, в стране всего человек пять-шесть!» — рассуждает Николай Итяксов.

Пыталась компания выходить на рынок Китая: вели переговоры, ездили на выставки, приглашали к себе потенциальных покупателей. Но увидели, что на этом рынке оборудования подобного класса в избытке, промышленность в стране развита и пробиться новому производителю крайне сложно. Более того, китайцы покупают по одной единице оборудования исключительно для того, чтобы скопировать. И даже не скрывают этого. В целом по азиатскому рынку идут единичные поставки в Южную Корею, Вьетнам, но нет речи о стабильном экспорте.

Будущее всегда светлое

Сегодня ЗАО «Накал — Промышленные печи» — это коллектив в 320 человек, три предприятия в кластере, 26 инженеров в конструкторском бюро, шесть программистов АСУТП, совместное предприятие с поляками по оказанию аутсорсинговых услуг по термической обработке. Много заказов на внутреннем рынке, на выполнение которых брошены основные силы коллектива. Но и о зарубежных рынках компания не забывает. Сейчас идет подготовка к очередной выставке в Дюссельдорфе Thermprocess, которая проходит раз в четыре года. В 2019 году «Накал» представит вниманию публики печи азотирования нового поколения, а также ряд агрегатов для термической обработки с газовым нагревом, при проектировании которых инженеры использовали многолетний опыт производства термического оборудования, а для повышения надежности и экономичности выбрали горелки мировых лидеров — компаний Elster GmbH или ESA Pyronics. В отечественном машиностроении таких интегрированных и автоматизированных печей еще не было, а на зарубежном рынке они составят конкуренцию по цене.

Но при этом компания действует намного скромнее, чем восемь лет назад, когда этим занимался отдел внешней торговли и щедро тратил деньги на продвижение и участие в выставках, проходивших в Италии, Испании, Германии, США, Турции, Франции. Как показали расчеты, эти затраты в два раза превысили стоимость проданного за границу оборудования. Так что отдел уже расформирован.

«Выставки отнимали даже не столько финансовые ресурсы, сколько наши силы — мои и партнера Сергея Трепалина как руководителей бизнеса — в ущерб другим направлениям развития, — говорит г-н Итяксов. — Поэтому бурную деятельность по продвижению печей азотирования мы пока свернули и осваиваем на внутреннем рынке ряд других печей — колпаковых агрегатов, менее конкурентных на внешнем рынке, так как это узкий сегмент для малых и средних предприятий. Полагаем, что это оборудование будет достаточно дешево в сравнении с аналогичным швейцарским». То есть завод набирает опыт в производстве и продаже колпаковых агрегатов на внутреннем рынке, так как в России легче организовать сервисную поддержку и избавиться от «детских болезней» нового оборудования. Но в перспективе этим печам тоже уготована экспортная судьба.

  • ЗАО «Накал — Промышленные печи» основано в 1992 году в Московской области.
  • Число сотрудников — 320 человек.
  • Оборот за 2018 год — 1,38 млрд рублей, в том числе экспорт — 18 единиц оборудования общей стоимостью свыше 24 млн рублей.

Термическое оборудование завода «Накал» покупают в 20 странах

Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Германия, Египет, Италия, Испания, Казахстан, Киргизия, Кувейт, Латвия, ОАЭ, Польша, США, Турция, Узбекистан, Украина, Южная Корея

Отзыв потребителя

Паула Имаз, директор Tratamientos Termicos MIG S.L.

Мы очень ценим сотрудничество с заводом «Накал». С его оборудованием легко управляться. Кроме того, оно обладает оптимальным функционалом и работает очень хорошо, не требует дорогостоящей поддержки, как его аналоги. По цене продукция «Накала» при сравнении с другими брендами весьма конкурентоспособна. По нашему мнению, оборудование завода «Накал» — надежное и ценное приобретение

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чтобы окна не потели Чтобы окна не потели

Новый адсорбент для стеклопакетов, не имеющий аналогов

Эксперт
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата

Авары господствовали над этнически и культурно неоднородным населением

N+1
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег 7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег

Что действительно нужно для получения результата и своевременного омоложения

VOICE
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья «Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за воспитание народа, был Петр I. Так ли это?

ТехИнсайдер
Какую разницу в возрасте с партнером предпочитают мужчины и женщины: ответ психологов Какую разницу в возрасте с партнером предпочитают мужчины и женщины: ответ психологов

Правда ли: чем мы старше, тем больше стремимся заводить романы с молодежью?

Psychologies
Как перестроить компанию, которая не перестраивается Как перестроить компанию, которая не перестраивается

Почему перемены нужны предприятиям?

Inc.
Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков

Беседа с Борисом Кутенковым о судьбе поэта Дениса Новикова

СНОБ
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения

Кино, посвященное фатальным эротическим отношениям — на работе и за ее пределами

Правила жизни
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить

Психолог рассказывает о природе женственности и сексуальности

Psychologies
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Иван Краско Иван Краско

Когда началась война, патриарху сцены Ивану Краско было 11...

Собака.ru
Новая жизнь Новая жизнь

Как прийти в себя после праздников за несколько дней

Лиза
Холодный букет Холодный букет

Какие цветы будут хорошо смотреться в вазе зимой

Лиза
Открыть в приложении