Завод «Накал» выпускает оборудование для термической обработки деталей

ЭкспертБизнес

Эта печь справится с любыми деталями

Компания «Накал — Промышленные печи». Разработка, производство и продажа оборудования для термической обработки. Генеральный директор — Николай Итяксов

Виктория Безуглова

Завод «Накал», основанный в 1992 году Николаем Итяксовым и Сергеем Трепалиным, выпускает оборудование для термической обработки деталей, испытывающих повышенные нагрузки в составе того или иного механизма. И спрос на его продукцию постоянно растет. В России у завода сотни заказчиков, в том числе Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, Концерн ПВО «Алмаз–Антей», «Севмаш», «ЛУКойл», РЖД, «Северсталь». Проявляют интерес к его продукции и зарубежные машиностроительные компании, поскольку у российского производителя очень привлекательная цена — почти в полтора раза ниже мировых цен при схожих технических характеристиках.

Ходовая экспортная позиция

Николай Итяксов,
генеральный директор
«Накала»: «Бурную
деятельность по
продвижению
печей азотирования
мы пока свернули»

Свой первый заказ на внешнем рынке завод получил от испанцев на печь азотирования в 2008 году, а затем клиенты посыпались один за другим. Тогда «Накал» представил на выставке Thermprocess в Дюссельдорфе печь азотирования, у которой технические характеристики были лучше, чем у зарубежных производителей: по маркам обрабатываемых материалов, по свойствам, которые приобретают обработанные детали, по скорости обработки — нужная степень насыщения железа азотом в установках с КГА достигается, по сравнению с традиционными, на 30–50% быстрее. Усовершенствованные технические характеристики русская печь получила благодаря инженерным разработкам конструкторского бюро «Накала» и ведущего технолога Владимира Сыропятова — автора принципиально нового подхода к газовому азотированию. Этот метод снял ограничения, присущие традиционному газовому азотированию, и открыл этой технологии вход в целый ряд областей, где газовое азотирование ранее не применялось. Азотирование — технологический процесс химико-термической обработки, когда поверхность различных металлов или сплавов насыщают азотом в специальной азотирующей среде. Поверхностный слой изделия, насыщенный азотом, имеет в своем составе растворенные нитриды и приобретает повышенную коррозионную стойкость в водной среде, в паровоздушной и влажной атмосфере, высокую твердость, износостойкость.

«Печи были адаптированы для западного рынка, сертифицированы в соответствии с европейским сертификатом CE, а по цене они в три раза дешевле печей канадской фирмы Nitrex, которая поставляет аналогичное оборудование по всему миру и диктует свою ценовую политику», — говорит Николай Итяксов. В 2010 году завод планировал создать в странах ЕС собственную дилерскую сеть и через пять лет контролировать не менее 20% рынка газового азотирования Европы и США. Увы, такую масштабную экспортную стратегию «Накалу» осуществить не удалось по ряду причин, в том числе в силу особенностей продажи высокотехнологичного оборудования на зарубежные рынки. Хотя поначалу все шло неплохо. Компания начала сотрудничать с американской фирмой AFC – Holcroft: обслуживала их оборудование в России и по дистрибуторскому соглашению представляла в странах СНГ. В ответ американцы представляли русские печи на рынке США. А потом наступили всем известные политические события 2014–2015 годов. «Американские партнеры заявили, что не будут продавать оборудование фирме, которая собирается сбивать американские самолеты, — вспоминает г-н Итяксов. — Речь шла о компании “Алмаз–Антей”, куда они через нас должны были поставить свою продукцию. С американцами расстались, а затем стало сложнее работать с крупными западными партнерами. Мы поняли: они боятся иметь дело с русской компанией, ведь банки в любой момент могут наложить на них санкции, заблокировать счета либо последуют другие карательные меры».

Конечно, ушли не все клиенты, остались предприятия малого бизнеса в Европе и США, для которых приоритет в сотрудничестве с «Накалом» — технологическая поддержка при отладке технологии под их задачи. Конкуренты на мировом рынке за такую помощь берут очень дорого. Со своей стороны, «Накал» подтягивался на новый уровень производства: чтобы приспособить оборудование для иностранных заказчиков, печь азотирования сделали с автоматизированным программным управлением, что позволяет машине после ввода информации о конкретной марке стали, глубине слоя, твердости и других параметров термообработки самостоятельно регулировать дальнейший процесс, менять расход газа и температурный режим. На мировом рынке автоматика в печах азотирования давно присутствовала, а вот в России такого не выпускали. И если избалованные клиенты КамАЗа и АвтоВАЗа, работавшие на импортном оборудовании, видели такие печи, то оборонная промышленность — нет, на многих заводах были устаревшие агрегаты, вывезенные еще по репарации из Германии.

Нужны продавцы-технологи

Выход на международный рынок показал специалистам «Накала», что нужно не только производить по-новому, но и продавать. В компании с удивлением обнаружили, что процесс продажи высокотехнологичного оборудования осуществляется везде иначе, чем в России. Отечественным клиентам достаточно прописать в договоре, какие обязательства на себя берет компания-производитель и какие технологические параметры деталей по азотированию обязуется выполнить. Более того, покупатель счастлив, если ему обещают выполнить работу «под ключ», так как зачастую он не в состоянии самостоятельно отработать технологию. Немаловажное значение имеет репутация предприятия, а «Накал» уже почти тридцать лет работает на российском рынке, и ему доверяют.

Иностранные покупатели ведут себя иначе. Приезжают технические и технологические специалисты, вникают во все нюансы и детали металлографии, задают массу узкоспециальных вопросов, на которые обычный сотрудник отдела продаж никогда не ответит. Они сравнивают российского производителя с канадским, уточняют, что им понятно, а что нет, фоном идут языковые барьеры и разница в технологических подходах. Могут рассуждать так: зачем привыкать к тому, как делают в России, лучше взять по старинке, у знакомых поставщиков. «Чтобы им продавать, надо задействовать специалистов уровня Сыропятова — ученого и технолога высокого уровня, который до прихода в нашу компанию был заведующим термической лабораториии НИИ технологии автомобильной промышленности, четыре года проработал в Иране — запускал автомобильную промышленность. Таких людей, да еще свободно говорящих на английском языке, в стране всего человек пять-шесть!» — рассуждает Николай Итяксов.

Пыталась компания выходить на рынок Китая: вели переговоры, ездили на выставки, приглашали к себе потенциальных покупателей. Но увидели, что на этом рынке оборудования подобного класса в избытке, промышленность в стране развита и пробиться новому производителю крайне сложно. Более того, китайцы покупают по одной единице оборудования исключительно для того, чтобы скопировать. И даже не скрывают этого. В целом по азиатскому рынку идут единичные поставки в Южную Корею, Вьетнам, но нет речи о стабильном экспорте.

Будущее всегда светлое

Сегодня ЗАО «Накал — Промышленные печи» — это коллектив в 320 человек, три предприятия в кластере, 26 инженеров в конструкторском бюро, шесть программистов АСУТП, совместное предприятие с поляками по оказанию аутсорсинговых услуг по термической обработке. Много заказов на внутреннем рынке, на выполнение которых брошены основные силы коллектива. Но и о зарубежных рынках компания не забывает. Сейчас идет подготовка к очередной выставке в Дюссельдорфе Thermprocess, которая проходит раз в четыре года. В 2019 году «Накал» представит вниманию публики печи азотирования нового поколения, а также ряд агрегатов для термической обработки с газовым нагревом, при проектировании которых инженеры использовали многолетний опыт производства термического оборудования, а для повышения надежности и экономичности выбрали горелки мировых лидеров — компаний Elster GmbH или ESA Pyronics. В отечественном машиностроении таких интегрированных и автоматизированных печей еще не было, а на зарубежном рынке они составят конкуренцию по цене.

Но при этом компания действует намного скромнее, чем восемь лет назад, когда этим занимался отдел внешней торговли и щедро тратил деньги на продвижение и участие в выставках, проходивших в Италии, Испании, Германии, США, Турции, Франции. Как показали расчеты, эти затраты в два раза превысили стоимость проданного за границу оборудования. Так что отдел уже расформирован.

«Выставки отнимали даже не столько финансовые ресурсы, сколько наши силы — мои и партнера Сергея Трепалина как руководителей бизнеса — в ущерб другим направлениям развития, — говорит г-н Итяксов. — Поэтому бурную деятельность по продвижению печей азотирования мы пока свернули и осваиваем на внутреннем рынке ряд других печей — колпаковых агрегатов, менее конкурентных на внешнем рынке, так как это узкий сегмент для малых и средних предприятий. Полагаем, что это оборудование будет достаточно дешево в сравнении с аналогичным швейцарским». То есть завод набирает опыт в производстве и продаже колпаковых агрегатов на внутреннем рынке, так как в России легче организовать сервисную поддержку и избавиться от «детских болезней» нового оборудования. Но в перспективе этим печам тоже уготована экспортная судьба.

  • ЗАО «Накал — Промышленные печи» основано в 1992 году в Московской области.
  • Число сотрудников — 320 человек.
  • Оборот за 2018 год — 1,38 млрд рублей, в том числе экспорт — 18 единиц оборудования общей стоимостью свыше 24 млн рублей.

Термическое оборудование завода «Накал» покупают в 20 странах

Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Германия, Египет, Италия, Испания, Казахстан, Киргизия, Кувейт, Латвия, ОАЭ, Польша, США, Турция, Узбекистан, Украина, Южная Корея

Отзыв потребителя

Паула Имаз, директор Tratamientos Termicos MIG S.L.

Мы очень ценим сотрудничество с заводом «Накал». С его оборудованием легко управляться. Кроме того, оно обладает оптимальным функционалом и работает очень хорошо, не требует дорогостоящей поддержки, как его аналоги. По цене продукция «Накала» при сравнении с другими брендами весьма конкурентоспособна. По нашему мнению, оборудование завода «Накал» — надежное и ценное приобретение

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х

Оригинальные и нашумевшие романтические комедии и мелодрамы

СНОБ
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Свидание с Россией Свидание с Россией

Богатые и успешные россияне о лучших городах Сибири и Дальнего Востока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало

Экономические аспекты введения торговых пошлин США

Монокль
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Добро пожаловать к столу Добро пожаловать к столу

Рассказываем о застольных манерах и правилах хорошего тона в ресторанах

Grazia
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Открыть в приложении