Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева – один из самых востребованных художников по костюмам в российском кино. Она «одевала» фильмы Алексея Балабанова и Рустама Хамдамова, Клима Шипенко и Ренаты Литвиновой, Алексея Учителя и Игоря Волошина. Но главным в своей профессии она считает способность художника почувствовать и предугадать задачу режиссера.
Васильева называет себя не художницей, а художником. Терпеть не может слово «гений», но, когда расспрашиваешь ее о Балабанове – главном режиссере ее жизни, отвечает: «Мне не встречались другие кинорежиссеры, способные снять сценарий из 14 страничек так, чтобы фильм потом смотрели миллионы и он бы так волновал зрителя».
В интервью «Ведомостям» Васильева рассказывает о создании костюмов для современных сказок и работе над фильмом «Груз 200», а также рассуждает о том, почему художник должен разбираться в живописи, музыке, литературе и даже физике, математике, химии.
– Сегодня сказки заполонили экран, вы принимаете в их создании активное участие – «Конек-Горбунок», «По щучьему велению», «Летучий корабль», «Огниво». Как создаются все эти костюмы?
– Это увлекательная работа, включающая исследования, погружение в историю. В «Коньке-Горбунке» мы взяли за основу красный цвет для создания русского костюма: много красного бархата и ситца. Красный же значит «красивый»! А Царь-девица поначалу у нас замороженная. Ее ледяной костюм делали из силикона, который льют и он застывает, превращаясь в «лед». Синий цвет индиго мы привезли из Индии, красили ткани, как в старину. На ткань наносился узор составом парафина. Потом опускали ткань в кадку с краской. Когда краска счищалась, оставался узор. Помните романс: «Не шей мне, матушка, красный сарафан»? Про то, что девушка замуж идти не хочет. А наши девушки в одном из эпизодов фильма, действие которого происходит на ярмарке, наоборот, хотят замуж. Кокошники для них нашли в этнографическом музее, в том числе те, на которые «смотреть не положено» – они венчальные. Мы решили девушек на ярмарке, которые замуж собрались, украсить такими кокошниками, костюмы им вышили золотой канителью.
– А как придумались праздничные карнавальные наряды птиц Гамаюн и Алконост – близняшек, которых сыграла Ирина Горбачева в «Огниве»?
– Продюсер сказал: «Хочу, чтобы эти девушки были в платьях». Но они же птицы, поэтому на материал напечатали рисунок перьев. Сделали им вместо платьев халатики – они же ругаются постоянно, как на кухне. Для массовки придумали микс немецкого и русского костюма. Напечатали на юбки принт с узором из фруктов – груш, яблок. Жаль, наш многолюдный базар едва видно. Но каждый костюм там сделан скрупулезно.
– В ваших костюмах много юмора.
– А как же! В «Летучем корабле» наши сестры Бабки-Ежки летают в ступах в летных костюмах и боевых доспехах! Где в лесу взять доспехи? Их можно сделать из старых пней, из коры деревьев.
– Скоро выходит «Буратино». Расскажите про готический мир, который вы создали в этом фильме.
– Мы опирались на итальянский стиль, сдержанный по цвету и фактуре, немного гарри-поттеровский. Вместо цвета решили работать силуэтом, контуром. Есть там и превращение персонажей в кукол, для которых я сочиняла костюмы. Платье Мальвины – в стиле Викторианской эпохи.
Волшебство киносказки рождается из усилий огромного числа профессионалов. Обидно, когда сказку превращают в чистую коммерцию. Мы же ответственны перед детьми. Хочется, чтобы они смотрели исключительно хорошие сказки с качественными сценариями, дизайном, игрой актеров, музыкой, костюмами. Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки, мишуру, называя все это сказкой!
– Вы читаете сценарий и сразу представляете себе образ фильма?
– Не всегда. «Груз 200» – да, я увидела сразу. Поняла, что образ должен был быть таким, как знаменитый плакат фильма – кулак с татуировкой СССР, – прямо в лоб. То есть ничего лишнего, специального. Из специального там были только две вещи...