Кристофер Нолан визуализировал обратное течение времени

ЭкспертСобытия

«Довод»: что это было?

Кристофер Нолан визуализировал обратное течение времени

Вячеслав Суриков

Главную роль в фильме «Довод» сыграл Джон Дэвид Вашингтон. Кадр из фильма

Любой фильм — длящееся во времени произведение, но мы воспринимаем это как нечто естественное, ведь наше внутреннее время и время, запечатленное в киноленте, совпадают. Где-то в глубине души мы допускаем, что настоящее, будущее и прошлое сосуществуют друг с другом: вчерашний день не стирается навсегда, а продолжает прокручиваться секунда за секундой, и мы внутри него все так же мыслим, принимаем решения и действуем, а потом перетекаем в следующий день, видим последствия принятых решений и переживаем ощущение новизны. Иногда возникает чувство: происходящее с нами сейчас уже когда-то было, но, как правило, мы не придаем ему значения, хотя это, возможно и есть свидетельство того, что мы проживаем свою жизнь из череды дней, всего лишь переходя из пространства одного дня в пространство другого. Нолан предположил, что вчерашний день и тот, который еще только должен наступить, подобны отдельным мирам и они могут враждовать друг с другом.

Он первым поместил внутрь предметов и внутрь людей прошлое время, заставляющее их совершать обратное движение. Его совершают предметы и персонажи, перемещенные из будущего в прошлое. До сих пор, совмещая одно время с другим, кинематографисты отправлялись по пути наименьшего сопротивления: персонажи, оказавшись не в «своем» времени, оставались самими собой, жили и даже получали возможность дождаться собственного появления на свет, как это произошло с героем немецкого сериала «Тьма»: сюжет в нем тоже строится вокруг сосуществования прошлого, настоящего и будущего и вокруг временных парадоксов, с этим связанных. Оставляя героя неизменным, кинематографисты облегчали задачу и создания визуального ряда, и зрительского восприятия. Нолан же резко ее усложнил и добавил глубины в постижении массовой аудиторией временных парадоксов, как он уже это делал в фильме «Интерстеллар», сюжет которого выстроен вокруг эффекта протекания времени с разной скоростью.

Нолан придает времени энергетическое измерение. Внутренняя энергия, присутствующая и в живых существах, и в безжизненных предметах, и даже в воздухе, затрудняет перемещение из одного времени в другое. И в «Тьме», и в «Доводе» перемещения во времени происходят с помощью порталов, различающихся только протяженностью: в «Тьме» герои переползают из прошлого в будущее и обратно по длинным горным туннелям, в «Доводе» это всего лишь огромные стальные цилиндры, которые перемещают во времени вращением вокруг собственной оси. В «Тьме» есть машина времени, визуально, скорее, напоминающая музыкальный автомат из доэлектрической эпохи, а у Нолана, кроме цилиндров, ничего нет. Тем самым он отвергает общепринятую идею рукотворного механизма, с помощью которого можно управлять временем. В его вселенной есть только порталы, и доступ к ним по странному стечению обстоятельств получает русский олигарх. Люди из будущего выбирают его своим представителем в мире прошлого.

Только одну из концепций Нолан позволяет себе проговорить размеренно и внятно: инвертированных пуль, движущихся не из дула пистолета, а, наоборот, из того места, куда она попадает, в дуло. Остальные проговариваются быстро. Нолан не пытается все внятно объяснить и связать между собой сюжетные линии фильма на глазах у зрителей. Вместо этого он создает эффектное и тщательно продуманное зрелище. Ты улавливаешь только часть смысла происходящего на экране, но это лишь усиливает силу гипнотического воздействия «Довода». На экране — непрерывный экшн, и стоит героям переброситься несколькими репликами и что-то объяснить хотя бы друг другу, как им требуется снова предпринять очередную спецоперацию во имя спасения мира. В концептуальность экранного действия приходится верить, как в Бога: никто Его не видел, но по каким-то деталям, то и дело проявляющимся в нашей жизни, мы понимаем, что Он не только существует, но и контролирует все от начала и до конца.

Русский олигарх в «Доводе» — концентрированное зло в шекспировском смысле: мы испытываем к нему противоречивые чувства — они пугают и одновременно притягивают своей силой и страстью. Чтобы объяснить его избранность, Нолан вписывает в его личную историю подневольную работу на руднике по добыче плутония. Опаленный радиоактивным излучением, русский становится человеком будущего и однажды открывает путь из одного времени в другое. Так он обретает свое могущество и обрекает себя на преждевременную гибель, которой по его воле должна сопутствовать гибель мира настоящего времени, где еще теплится энергия добра, тогда как мир будущего уже полностью погряз во зле. Плутоний в этой истории становится элементом, позволяющим запустить процесс уничтожения. Нолан подчеркнуто преувеличивает масштабы антагониста и значение совершаемых им действий. Он словно пришел из супергеройской трилогии Нолана про Бэтмена, тогда как все остальные персонажи ближе к созданному им же в фильме «Начало» миру.

Если бы не противопандемийные меры, принимаемые по всему миру, «Довод» вышел бы в прокат ровно десять лет спустя после старта проката «Начала», которое Нолан снял в промежутке между работой над фильмами из трилогии о Бэтмене. В нем он использовал драматургический ход, заставляющий зрителя следить за действием, происходящим в трех реальностях, и тем самым добился небывалой до сих пор напряженности в развитии сюжета. Тогда казалось, что это предел драматургических возможностей. Но он не остановился и начал эксперименты в поисках четвертого измерения драматургических сюжетов: это «Интерстеллар» и «Дюнкерк». В «Доводе» мы видим: эксперименты принесли свои плоды. В целостном произведении мы то и дело проваливаемся в смысловые ловушки, которые и без того в закрученном повествовании усиливают его эмоциональное и интеллектуальное напряжение. «Довод» — это сверхкино, которое не получится сделать, просто пройдя курс обучения в киношколе.

Нолан продолжает традицию, начатую фильмом «Матрица», который стал прорывом в визуальном воплощении практик осмысления мира. С его выходом кинематограф стал философией. Русский актер Юрий Колокольников, принявший участие в этом проекте (он сыграл роль начальника охраны русского олигарха), обмолвился в одном из интервью, что в ходе проб по просьбе режиссера читал как раз фрагмент сценария фильма «Матрица». Двадцать лет, о которых Нолан упоминает, когда говорит о давности своего замысла, означают, что он родился примерно в то время, когда в прокате шла первая часть фильма тогда еще братьев Вачовски, ныне сестер. Очевидно, что замысел возник под влиянием их творения, до сих пор остающегося непревзойденным в жанре философского экшена, в том числе самим Ноланом. С тех пор Вачовски сошли с дистанции (не кинематографической, а философской). А Нолан взвалил на себя ношу пророка нового времени и не согнулся под ней. И каждым новым фильмом подтверждает этот статус.

Возможно, ему не хватает легкости и изящества, которыми Вачовски наделили первый фильм трилогии «Матрица» и которые утратили во второй и третьей частях, сбившись на многословность и визуальную избыточность. Нолан — атлант, совершающий поступательное движение, планомерно подчиняя голливудскую машину своим замыслам. Он в совершенстве владеет навыком написания сценария, ему подвластны все кинематографические приемы. Он из разряда тех кинематографистов, кто ведет искусство кинематографа к новым вершинам, все дальше отходя от искусства литературы как идеологического и формального источника. В его руках фильм перестает быть просто экранизированным текстом — к чему всегда стремился Андрей Тарковский, он становится произведением, которое невозможно перевести в текст без многочисленных смысловых потерь. В нем слишком много смыслов, и их можно извлечь только из визуального ряда и можно понять, только впитывая эмоциональный фон, созданный режиссером с помощью драматургических приемов.

Поневоле «Довод» вступил в схватку с пандемией, одним их первых выйдя в постковидный прокат в кинозалы, опустошенные карантином. Пандемия, закрыв кинотеатры на несколько месяцев, словно ввергла зрителей в принудительный пост, ограничив их в потреблении широкоэкранных визуальных зрелищ. Возможно, лишь для того, чтобы перед просмотром «Довода» они очистились от наслоившихся друга на друга зрительных впечатлений и оказались способны воспринять творение Нолана во всем его величии и в полной мере оценить акт выхода кинематографа на новый этап развития.

Фото: Warner Bros

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пенсионеры разогрели онлайн-продажи Пенсионеры разогрели онлайн-продажи

Массовый переход покупателей в онлайн привел к взрывному росту интернет-рынка

Эксперт
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Дела литовские Дела литовские

Явление Литвы для «нынешнего поколения советских людей» было внезапным

Дилетант
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Три раза в день после еды Три раза в день после еды

Надо ли любить свои недостатки, особенно если это удается с трудом

Psychologies
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Белорусия: предел стратегической глубины Белорусия: предел стратегической глубины

Зачем России план «Б» для белорусской революции

Эксперт
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья «Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за воспитание народа, был Петр I. Так ли это?

ТехИнсайдер
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег 7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег

Что действительно нужно для получения результата и своевременного омоложения

VOICE
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях 7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях

Главные принципы, которых придерживаются успешные в личной жизни женщины

Psychologies
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Как перестать беспокоиться о том, что думают другие: 11 советов Как перестать беспокоиться о том, что думают другие: 11 советов

Как перестать волноваться из-за мнений окружающих по поводу вашей персоны

Psychologies
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы

Фаррухру Парса была первой женщиной в Иране, занявшей пост министра

ТехИнсайдер
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр? Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр?

Почему винные бутылки объемом 0.75 литра стали мировым стандартом?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении