Кристофер Нолан визуализировал обратное течение времени

ЭкспертСобытия

«Довод»: что это было?

Кристофер Нолан визуализировал обратное течение времени

Вячеслав Суриков

Главную роль в фильме «Довод» сыграл Джон Дэвид Вашингтон. Кадр из фильма

Любой фильм — длящееся во времени произведение, но мы воспринимаем это как нечто естественное, ведь наше внутреннее время и время, запечатленное в киноленте, совпадают. Где-то в глубине души мы допускаем, что настоящее, будущее и прошлое сосуществуют друг с другом: вчерашний день не стирается навсегда, а продолжает прокручиваться секунда за секундой, и мы внутри него все так же мыслим, принимаем решения и действуем, а потом перетекаем в следующий день, видим последствия принятых решений и переживаем ощущение новизны. Иногда возникает чувство: происходящее с нами сейчас уже когда-то было, но, как правило, мы не придаем ему значения, хотя это, возможно и есть свидетельство того, что мы проживаем свою жизнь из череды дней, всего лишь переходя из пространства одного дня в пространство другого. Нолан предположил, что вчерашний день и тот, который еще только должен наступить, подобны отдельным мирам и они могут враждовать друг с другом.

Он первым поместил внутрь предметов и внутрь людей прошлое время, заставляющее их совершать обратное движение. Его совершают предметы и персонажи, перемещенные из будущего в прошлое. До сих пор, совмещая одно время с другим, кинематографисты отправлялись по пути наименьшего сопротивления: персонажи, оказавшись не в «своем» времени, оставались самими собой, жили и даже получали возможность дождаться собственного появления на свет, как это произошло с героем немецкого сериала «Тьма»: сюжет в нем тоже строится вокруг сосуществования прошлого, настоящего и будущего и вокруг временных парадоксов, с этим связанных. Оставляя героя неизменным, кинематографисты облегчали задачу и создания визуального ряда, и зрительского восприятия. Нолан же резко ее усложнил и добавил глубины в постижении массовой аудиторией временных парадоксов, как он уже это делал в фильме «Интерстеллар», сюжет которого выстроен вокруг эффекта протекания времени с разной скоростью.

Нолан придает времени энергетическое измерение. Внутренняя энергия, присутствующая и в живых существах, и в безжизненных предметах, и даже в воздухе, затрудняет перемещение из одного времени в другое. И в «Тьме», и в «Доводе» перемещения во времени происходят с помощью порталов, различающихся только протяженностью: в «Тьме» герои переползают из прошлого в будущее и обратно по длинным горным туннелям, в «Доводе» это всего лишь огромные стальные цилиндры, которые перемещают во времени вращением вокруг собственной оси. В «Тьме» есть машина времени, визуально, скорее, напоминающая музыкальный автомат из доэлектрической эпохи, а у Нолана, кроме цилиндров, ничего нет. Тем самым он отвергает общепринятую идею рукотворного механизма, с помощью которого можно управлять временем. В его вселенной есть только порталы, и доступ к ним по странному стечению обстоятельств получает русский олигарх. Люди из будущего выбирают его своим представителем в мире прошлого.

Только одну из концепций Нолан позволяет себе проговорить размеренно и внятно: инвертированных пуль, движущихся не из дула пистолета, а, наоборот, из того места, куда она попадает, в дуло. Остальные проговариваются быстро. Нолан не пытается все внятно объяснить и связать между собой сюжетные линии фильма на глазах у зрителей. Вместо этого он создает эффектное и тщательно продуманное зрелище. Ты улавливаешь только часть смысла происходящего на экране, но это лишь усиливает силу гипнотического воздействия «Довода». На экране — непрерывный экшн, и стоит героям переброситься несколькими репликами и что-то объяснить хотя бы друг другу, как им требуется снова предпринять очередную спецоперацию во имя спасения мира. В концептуальность экранного действия приходится верить, как в Бога: никто Его не видел, но по каким-то деталям, то и дело проявляющимся в нашей жизни, мы понимаем, что Он не только существует, но и контролирует все от начала и до конца.

Русский олигарх в «Доводе» — концентрированное зло в шекспировском смысле: мы испытываем к нему противоречивые чувства — они пугают и одновременно притягивают своей силой и страстью. Чтобы объяснить его избранность, Нолан вписывает в его личную историю подневольную работу на руднике по добыче плутония. Опаленный радиоактивным излучением, русский становится человеком будущего и однажды открывает путь из одного времени в другое. Так он обретает свое могущество и обрекает себя на преждевременную гибель, которой по его воле должна сопутствовать гибель мира настоящего времени, где еще теплится энергия добра, тогда как мир будущего уже полностью погряз во зле. Плутоний в этой истории становится элементом, позволяющим запустить процесс уничтожения. Нолан подчеркнуто преувеличивает масштабы антагониста и значение совершаемых им действий. Он словно пришел из супергеройской трилогии Нолана про Бэтмена, тогда как все остальные персонажи ближе к созданному им же в фильме «Начало» миру.

Если бы не противопандемийные меры, принимаемые по всему миру, «Довод» вышел бы в прокат ровно десять лет спустя после старта проката «Начала», которое Нолан снял в промежутке между работой над фильмами из трилогии о Бэтмене. В нем он использовал драматургический ход, заставляющий зрителя следить за действием, происходящим в трех реальностях, и тем самым добился небывалой до сих пор напряженности в развитии сюжета. Тогда казалось, что это предел драматургических возможностей. Но он не остановился и начал эксперименты в поисках четвертого измерения драматургических сюжетов: это «Интерстеллар» и «Дюнкерк». В «Доводе» мы видим: эксперименты принесли свои плоды. В целостном произведении мы то и дело проваливаемся в смысловые ловушки, которые и без того в закрученном повествовании усиливают его эмоциональное и интеллектуальное напряжение. «Довод» — это сверхкино, которое не получится сделать, просто пройдя курс обучения в киношколе.

Нолан продолжает традицию, начатую фильмом «Матрица», который стал прорывом в визуальном воплощении практик осмысления мира. С его выходом кинематограф стал философией. Русский актер Юрий Колокольников, принявший участие в этом проекте (он сыграл роль начальника охраны русского олигарха), обмолвился в одном из интервью, что в ходе проб по просьбе режиссера читал как раз фрагмент сценария фильма «Матрица». Двадцать лет, о которых Нолан упоминает, когда говорит о давности своего замысла, означают, что он родился примерно в то время, когда в прокате шла первая часть фильма тогда еще братьев Вачовски, ныне сестер. Очевидно, что замысел возник под влиянием их творения, до сих пор остающегося непревзойденным в жанре философского экшена, в том числе самим Ноланом. С тех пор Вачовски сошли с дистанции (не кинематографической, а философской). А Нолан взвалил на себя ношу пророка нового времени и не согнулся под ней. И каждым новым фильмом подтверждает этот статус.

Возможно, ему не хватает легкости и изящества, которыми Вачовски наделили первый фильм трилогии «Матрица» и которые утратили во второй и третьей частях, сбившись на многословность и визуальную избыточность. Нолан — атлант, совершающий поступательное движение, планомерно подчиняя голливудскую машину своим замыслам. Он в совершенстве владеет навыком написания сценария, ему подвластны все кинематографические приемы. Он из разряда тех кинематографистов, кто ведет искусство кинематографа к новым вершинам, все дальше отходя от искусства литературы как идеологического и формального источника. В его руках фильм перестает быть просто экранизированным текстом — к чему всегда стремился Андрей Тарковский, он становится произведением, которое невозможно перевести в текст без многочисленных смысловых потерь. В нем слишком много смыслов, и их можно извлечь только из визуального ряда и можно понять, только впитывая эмоциональный фон, созданный режиссером с помощью драматургических приемов.

Поневоле «Довод» вступил в схватку с пандемией, одним их первых выйдя в постковидный прокат в кинозалы, опустошенные карантином. Пандемия, закрыв кинотеатры на несколько месяцев, словно ввергла зрителей в принудительный пост, ограничив их в потреблении широкоэкранных визуальных зрелищ. Возможно, лишь для того, чтобы перед просмотром «Довода» они очистились от наслоившихся друга на друга зрительных впечатлений и оказались способны воспринять творение Нолана во всем его величии и в полной мере оценить акт выхода кинематографа на новый этап развития.

Фото: Warner Bros

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью

Адам Туз — о причинах и последствиях кризиса 2008 года для мира в целом

Эксперт
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Новая бомба в джунглях демографии Новая бомба в джунглях демографии

Все тренды демографии вызывают тревогу ученых и ведут к экономическому хаосу

Эксперт
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Оставайтесь на позитиве Оставайтесь на позитиве

Путь к IPO Positive Technologies преградили санкции

Эксперт
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу» Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историй
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении