Мошенники ищут вклады
Граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов. Чтобы противостоять им, банкам следует активно взаимодействовать с ЦБ, правоохранительными органами, операторами связи и другими игроками, а также рассмотреть возможность ввести период охлаждения перед закрытием вкладов
Служба финансового уполномоченного фиксирует устойчивый рост обращений граждан с жалобами на списание денежных средств в результате мошеннических действий, рассказала «Ведомостям» финансовый уполномоченный Светлана Максимова. В 2024 г. по сравнению с 2023 г. их количество выросло в 1,6 раза – с 1500 практически до 2500. Речь идет о хищениях денег с текущих счетов и депозитов, а также оформлении кредитов с последующим выводом средств.
При этом в январе 2025 г., по словам Максимовой, служба фиксирует рост числа обращений, связанных с досрочным расторжением мошенниками договоров вклада от имени заявителя. В этой схеме злоумышленники крадут основное тело депозита и в итоге клиент банка теряет не только сами вложенные средства, но и всю доходность по ним, пояснила она. Точное количество обращений и динамику роста финомбудсмен не назвала. На 1 января 2025 г. граждане хранили в банках 57,5 трлн руб., следует из последних данных ЦБ. Всего с 2024 г. средства населения выросли на 12,6 трлн руб. (+28%).
Проблема хищения заемных средств, полученных мошенниками без согласия клиента банка, усугубляется тем, что обязанность по возврату кредита остается на потерпевшем и не прекратится лишь от факта обращения в полицию, поясняет Максимова. Чтобы не выплачивать незаконно оформленные кредиты, она рекомендует обращаться в суд с иском о признании кредитного договора недействительным.
Чаще всего мошенники получают удаленный несанкционированный доступ к банковским сервисам жертв, если те скачали вредоносное ПО на мобильный телефон под влиянием обмана или злоупотребления доверием, указывает Максимова. Например, в одном из дел удаленный доступ к устройству мошенники получили после того, как человек перешел по ссылке для исправления статьи о нем на «Википедии». Кроме того, часто граждане сами вводят данные своей карты на фишинговых сайтах – например, на фиктивных сайтах интернет-магазинов или банков, добавляет финуполномоченный. Но даже в таких ситуациях банк при определенных обстоятельствах обязан приостановить подобную операцию или вовсе отклонить ее, указывает Максимова.