Умар Кремлев: «Социальная ответственность — это не мода, а норма»
Предприниматель о принципах осознанного бизнеса

В российском бизнесе происходит важная трансформация — переход от спонсорства к системной социальной ответственности. В интервью «Эксперту» Умар Кремлев, президент Международной ассоциации бокса (IBA), общественный деятель и предприниматель, рассказал о новой этике бизнеса и его взаимодействии с государством в социальной сфере.
Российские компании активно развивают социальные программы: от строительства школ до экологических инициатив. Где должна заканчиваться социальная роль бизнеса и начинаться зона ответственности государства?
Я бы не ставил вопрос так. Это не противостояние, а сотрудничество. Правило простое: социальная активность бизнеса не должна идти вразрез с государственной стратегией и ценностями народа. Бизнес не перетягивает одеяло, а усиливает.
Это норма — быть открытыми к людям и помогать в меру возможностей. Не стоит это сравнивать с тем, что делает государство.
И это вопрос не принуждения, а зрелости. У каждого — свой масштаб участия. Но если у предпринимателя есть возможность помочь, сделать свой город, страну еще немного лучше — это уже не просто право, а, я бы сказал, миссия.
Каков идеальный конечный результат социально ответственного бизнеса? И как определить, что цель достигнута?
Сложно вывести идеальную формулу. Всегда лучше давать удочку, чем рыбу, если, конечно, речь не идет о ситуациях, когда на кону жизнь человека и каждая секунда решает исход. Для начала цель нужно поставить и заявить о ней громко — это помогает не свернуть с пути и дойти до результата, потому что отвечать придется своим именем.