Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизньКультура

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Лев Александрович Тихомиров (1852—1923), русский общественный деятель, публицист, в молодости — член партии «Народная воля». Фотопортрет мастерской «Шенфельд и Ко». 1870-е годы. Из коллекции Государственного музея политической истории России, Санкт-Петербург. Источник: goskatalog.ru

В фантастике есть особое жанровое направление — сказочный рассказ или повесть. Принципиальное отличие этих произведений от классической сказки в том, что они содержат значительный элемент популяризации, будь то изложение научных представлений о явлениях природы, описание более прогрессивного общества или освещение старой мифологии в современном антураже. Направление возникло не на пустом месте. Оно сформировалось в ходе литературно-идеологической борьбы за умы подростков, которые родились в эпоху всеобщего образования.

Сказка с былью

В 1965 году альманах «Мир приключений» опубликовал на своих страницах небольшую повесть «Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные её отцом». Её сочинил востоковед Игорь Всеволодович Можейко, пробовавший свои силы в фантастике под псевдонимом Кир Булычёв. Повесть состояла из нескольких новелл, объединённых приключениями, в которые вольно или невольно попадает девочка Алиса — юная гражданка будущего коммунистического общества. Она дружит с марсианином Бусом, сириусянином Шушей и выращенным в инкубаторе динозавром Бронтей; она случайно открывает древнюю цивилизацию, спасает японского профессора от последствий неудачного эксперимента с телепортацией, вступает в контакт с цивилизацией микроскопических существ и отправляется в прошлое, где встречает писателя-фантаста Аркадия.

Пройдёт совсем немного времени, и Алиса станет одним из самых популярных персонажей советской фантастики: Булычёв напишет десятки рассказов и повестей о ней, по сюжетам этих историй будет снят телевизионный сериал «Гостья из будущего» (1985) и мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» (1981), которые пользуются популярностью у юного зрителя даже сегодня.

Если оценивать «Девочку...» формально, то её следует отнести к научной фантастике, ведь в ней присутствует весь набор атрибутов, типичных для жанра: инопланетяне, оживлённые динозавры, эксперименты с телепортацией и путешествия во времени. И всё же повесть Булычёва — не фантастика, а сказка, что понимаешь с первой страницы. Её можно читать самым маленьким детям, которые пока ещё даже не знают, где находятся Марс и Сириус, но прекрасно поймут, о чём идёт речь. Можно сказать, что «Девочка...» — квинтэссенция раздела внутри современной сказки, соединившего передовые научные представления, бытовые зарисовки и волшебное повествование.

Разницу между сказкой и художественным повествованием с элементами мифов, волшебства или мистики любой взрослый человек понимает интуитивно — вне зависимости от того, знаком он с национальной культурой, её породившей, или нет. Персонажи сказки и сам мир, в котором они «живут», намеренно упрощены — можно сказать, сконструированы, чтобы герой прошёл определённые испытания и получил вознаграждение: добрый герой — принцессу или полцарства, злой — погибель или вечные страдания. В сказке не бывает ничего лишнего, а сюжет развивается по чёткой схеме. Здесь нет места случайностям, кроме «счастливого случая», который для хорошего героя придуман изначально. У персонажей сказки отсутствует свобода воли, даже если формально им предлагается выбор. Они почти лишены психологии, рефлексии и характеров. Мир сказок описывается абстрактно, с применением шаблонных эпитетов: «лес тёмный», «земля сырая», «терем высокий» и тому подобное.

Взрослому читателю сказки обычно не слишком интересны. Детям же, которые пока не разбираются в нюансах сложных человеческих взаимоотношений и мало что знают о реальном мире, они нужны для формирования морально-нравственных ориентиров, помогая уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», ознакомиться с принятыми в обществе запретами и поощрениями, пройти начальную социализацию. Недаром Александр Сергеевич Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Тем не менее в дореволюционной России — в силу малой образованности большинства людей и действия цензуры — сказка часто становилась одним из способов пропаганды прогрессивных идей. Николая Ивановича Кибальчича, который принял участие в покушении на императора Александра II, впервые арестовали в октябре 1875 года как раз за распространение «Сказки о четырёх братьях и об их приключениях» (1868) общественного деятеля и публициста Льва Александровича Тихомирова. Её сюжет достаточно прост. Жили-были в дремучем лесу четыре брата. Вышли они в мир, чтобы поискать место, где можно «как сыр в масле кататься». Отправились по сторонам света, но попали в разные передряги, — их поймали и сослали в Сибирь. Братьям удалось вырваться из неволи, после чего они стали агитаторами революции: «С той поры они ходят по русской земле, они будят везде мужиков-крестьян, их зовут они на кровавый пир».

Правительственные чиновники справедливо рассматривали «Сказку...» как сочинение, направленное «к возбуждению бунта или явного неповиновения власти верховной», а те, кто её распространял, считались государственными преступниками. Однако арест Кибальчича «за сказку» привёл к тому, что он стал сторонником тактики индивидуального террора и занялся изготовлением взрывчатки для радикальной группы «Свобода или смерть».

Безусловно, текст, написанный Тихомировым и стилизованный под народное предание, нельзя отнести к традиционной сказке: в повествование введены вполне реальные, а не вымышленные злодеи: царь, министры, помещики, фабриканты, офицеры, солдаты, монахи, — и проливается кровь простых людей.

Таким образом, можно сказать, что в новых сказках уже в те годы появилось пропагандистское содержание: детскую литературу (или литературу, которая имитирует принадлежность к детской) стали использовать как средство идеологической борьбы.

Сказочные разногласия

Большевики прекрасно помнили опыт распространения политизированных сказок и собирались использовать его после захвата власти. 17 февраля 1918 года газета «Правда» опубликовала статью Л. Кормчего «Забытое оружие. О детской книге». Под этим псевдонимом печатался литератор Леонард Юлианович Пирагис — участник революционного движения с 1905 года, который время от времени и сам писал сказки с пропагандистским содержанием. В программной статье Кормчий утверждал, что детская литература — один из важнейших инструментов воспитания, она влияет на формирование характера, морали и убеждений читателя. Детскую литературу следует монополизировать, а государство должно взять на себя ответственность за её обновление. Главная цель — воспитание «свободного от предрассудков и суеверий» поколения людей, которые станут «прочным фундаментом для будущего созидания здания свободы и красоты жизни».

Обложка «Книги былин» издательства А. Д. Ступина. Художник — Александр Прохоров. 1893 год. Источник: nebdeti.ru

Кормчий даже возглавил издававшийся до революции и восстановленный в 1919 году журнал «Красные зори», чтобы «воспитывать в детях начала социализма и пролетарской культуры, а также дать здоровый материал для чтения взамен старой детской книги, вливавшей в детскую душу яд рабства и лжи». Однако позднее литератор разошёлся с советской властью, в 1920 году уехал в Латвию и там стал ярым антисоветским публицистом.

Обложка книги Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Художник — Палмер Кокс. 1913 год. Источник: charmingrussia.ru

Всерьёз детской литературой в СССР занялся другой и намного более известный писатель — Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Своё представление о ней он изложил в статье «О новом и старом» (1927): «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Сказать ребёнку на вопрос его: „Подожди, вырастешь — узнаешь” — значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос ребёнка — большое искусство, и оно требует осторожности... О прошлом, которое теперь уходит, чтобы не возвратиться, книги расскажут детям лучше, умнее, чем отцы и матери. Книга не только расскажет, как плохо жили, но и объяснит, почему это было так, а не иначе. Родители далеко не всё умеют объяснить. Особенно теперь, когда жизнь на переломе и ещё много есть людей, которые, неясно представляя будущее, побаиваются завтрашнего дня и всё ещё хватаются за старенькое, за всё то, что десять лет тому назад угнетало и мучило их».

Максим Горький (1868—1936), писатель, классик русской литературы, поэт, прозаик, драматург, журналист, общественный деятель и публицист. Фотопортрет неустановленного авторства. 1927 год. Из брошюры: М. Горький в портретах и фотографиях (к 35-летию литературной деятельности). — М.: Огонёк, 1927.

Горький всячески поддерживал авторов, желающих писать для детей. В 1918 году он издал альманах «Ёлка», для которого среди прочего сам подготовил две сказки: «Самовар» и «Про Иванушку-дурачка», — а через год возглавил журнал «Северное сияние». В обращении «Слово к взрослым» Горький писал: «В предлагаемом журнале мы по мере сил наших будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и красивым».

Иллюстрация Юрия Анненкова к сказке Максима Горького «Самовар» из сборника «Ёлка. Книжка для маленьких детей». 1918 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Парадокс Спящей красавицы Парадокс Спящей красавицы

Возможно ли впасть в оцепенение на столетие и потом вернуться к жизни?

Вокруг света
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Странный водяной орех, или в дорогу за генами Странный водяной орех, или в дорогу за генами

Являются ли водораздельная и пойменная формы чилима отдельными видами?

Наука и жизнь
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой» Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой»

Вадим Балашов рассказал, как зарабатывать на сдаче в аренду полок в магазине

Forbes
Как перевезти собаку на мотоцикле и квадрицикле: 4 важных совета от кинолога Как перевезти собаку на мотоцикле и квадрицикле: 4 важных совета от кинолога

Как безопасно перевозить собаку на мотоцикле?

ТехИнсайдер
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Красота функции Красота функции

Интерьер функционального дома для двух взрослых и двух детей

SALON-Interior
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Искусство момента и вечности Искусство момента и вечности

Книги об истории и философии искусства, о вдохновленных и вдохновлявшем

Weekend
В полный голос В полный голос

Что же сообщает о нас голос и как жить в согласии с ним?

Psychologies
С ароматом счастья и нотками любви С ароматом счастья и нотками любви

Интервью с парфюмером Екатериной Зинченко

Лиза
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Дрейф континентов 2.0: как будет выглядеть Земля через миллионы лет — рассказывает геолог Дрейф континентов 2.0: как будет выглядеть Земля через миллионы лет — рассказывает геолог

Покопаемся в геологическом прошлом и будущем нашей Земли

ТехИнсайдер
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
«Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя «Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя

Почему экономных девушек критикуют, что провоцирует внимание к женским тратам

Forbes
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Прямоточные двигатели будущего Прямоточные двигатели будущего

Сложнейшая задача гиперзвукового движения решается с нескольких направлений

Наука
Лучшие фильмы с Лиамом Нисоном Лучшие фильмы с Лиамом Нисоном

Лиам Нисон снялся более чем в 130 картинах. Мы собрали топ-10 его работ

Maxim
«В России работают более миллиона айтишников» «В России работают более миллиона айтишников»

Как нацпроекты формируют цифровую среду

Эксперт
Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета

Регулярное употребление картофеля фри связано с риском сахарного диабета

N+1
Открыть в приложении