Загадочный конверт
16 апреля 2001 года «Фонтанка.ру» опубликовала сообщение о том, что петербургские расследователи нашли неизвестную переписку Троцкого и его сына Седова с неким Куроедовым. Конверт, письма и сопроводительная записка передавались в Музей политической истории России.
Далее в статье рассказывалось, как обнаружили документы, и давалось их краткое описание. Вскрытый конверт с отверстиями от подшивки к делу хранился у пожилого человека, назвавшегося Василием Михайловичем. На вопрос, как к нему попали письма, он ответил, что в 1950-х годах, служа в КГБ, получил приказ уничтожить ряд документов из дел реабилитированных. Уничтожил не всё, переписку Троцкого оставил «для истории».
В статье приводится текст записки с грифом «Совершенно секретно. Лично»:
«Тов. Ягоде Г. Г.
При разборе личного архива б. секретаря ЦИК СССР ЕНУКИДЗЕ А. С. — зав. секретной частью Секретариата Президиума ЦИК Союза CСP т. Обуховым был обнаружен пакет, запечатанный личной печатью Енукидзе с надписью личного секретаря Минервиной: “Авель Сафронович просил хранить в запечатанном виде в секретной части” от 8.V-ЗЗ г. и второй: “Материал прислан из Швеции от Бекзадьяна для сведения А. С.
Пакет вскрыт 26.VI-35 г. Секретарём ЦИК Союза ССР тов. Акуловым и обнаружен материал, который по сопроводительному письму за подписью Бекзадьяна касается связей некоего, находившегося 3-4 года на лечении в туберкулёзном санатории в Норвегии Куроедова П. С. б. шифровальщика Полпредства в Осло, впоследствии умершего, с Троцким и его сыном Седовым.
По распоряжению Секретаря ЦИК Союза ССР эта переписка в количестве 75 письменных, частью отпечатанных на машинке, листов направляется на ваше распоряжение.
Копия акта направлена в ЦК ВКП(б) тов. Ежову Н. И.
Зав. Секретариатом Президиума ЦИК Cоюза ССР Н. Козлов 26 июня 1935 г.».
Должен признаться, что статья «Фонтанки» попалась мне, когда я в очередной раз раскапывал недра Всемирной сети в поисках семейных корней. Я искал всё, что обнаружится при упоминании фамилии Бекзадян. Это фамилия моей мамы, а в данном случае речь идёт о самом известном из многочисленных братьев её отца — Александре Артемьевиче Бекзадяне, юристе, революционере и дипломате. О нём написано много, и потому было довольно странно читать в фонтанкинской публикации:
«Скорее всего, Бекзадьян не был сотрудником ГПУ, так как, во-первых, в противном случае переслал бы документы “по инстанции”, а во-вторых, характер его сопроводительной записки демонстрирует не самую лучшую осведомлённость Бекзадьяна в вопросах, касающихся сталинского политического сыска. Скорее всего, он — сотрудник советского представительства в Швеции и личный знакомый Енукидзе, так как в противном случае непонятно, как могли столь важные документы оказаться у Авеля Софроновича Енукидзе. Впрочем, возможно, Енукидзе получил эти документы как председатель партийной контрольной комиссии».
Конечно, русская Википедия появилась только в мае 2001 года, через месяц после этой статьи, но при желании можно было хотя бы заглянуть в Большую советскую энциклопедию третьего издания. Так что в число многих загадок, которые хранит в себе конверт, сохранённый «Василием Михайловичем», личность «Бекзадьяна» не попадает. Поэтому оставим на время конверт в Музее политической истории и напомним, кто такой Бекзадян.
Александр был третьим ребёнком в семье надворного советника Артемия (Арутюна) Яковлевича Бекзадяна и Бегумы Петровны Ишханян. Он родился 18 сентября 1879 года в карабахском городе Шуши. Там же окончил училище, поехал в Киевский политех, но не учёба стала его основным занятием, а революция. В 1903 году Александр Бекзадян уже большевик, в 1906-м, после нескольких арестов — политэмигрант. Поступив в Цюрихский университет, он одновременно выполняет всевозможные поручения Ленина, в том числе и такое сомнительное, как размен пятисотрублёвых купюр, переправленных зарубежным большевикам после Тифлисской экспроприации — ограбления почтового дилижанса, перевозившего деньги Государственного банка. Налётом руководили Коба и Камо, то есть Иосиф Сталин и Симон Тер-Петросян. Размен в целом не удался: европейская полиция получила из России номера украденных купюр. Многих «менял» арестовали: Литвинова во Франции, Бекзадяна — в Германии. Осуждён он, правда, не был — легенда, по которой он представлялся как Мигран Ходямирянц, франтоватый сын богатых родителей, прожигавший