«Маркетплейс — это не просто программа для компьютера и торговая точка»
Депутат Государственной думы, член комитета по финансовому рынку Владимир Сенин — о том, как и зачем регулировать электронные торговые площадки
Маркетплейсы очень быстро превратились в серьезнейших игроков на нашем розничном рынке. В прошлом году оборот лидера, Wildberries, достиг 2,5 трлн рублей, Ozon — 1,7 трлн. Для сравнения: выручка крупнейшего ретейлера X5 Group, который управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», в 2023 году составила немногим более 3 трлн рублей, а весь оборот розничной торговли в прошлом году уложился в 48,16 трлн.
При всем удобстве и несомненной популярности маркетплейсов связанные с ними проблемы растут. Покупатели не могут оценить качество товара, жалуются на платные возвраты и на то, что при кажущемся богатстве выбора приходится пролистывать множество страниц с одними и теми же предложениями. Продавцы сетуют на кабальные, по их мнению, условия размещения товаров и постоянно меняющиеся правила: подписываясь под договором-офертой, они никогда не знают, что будет внесено в этот договор через неделю или месяц. Кроме того, площадки, как правило, пользуясь своей мощью, ведут все операции с продавцами через собственный банк и устанавливают сроки расчетов в свою пользу: за свои услуги списывают деньги авансом, а продавцу перечисляют их в конце определенного периода. Бурный рост активов банков маркетплейсов иллюстрирует эту реальность (подробнее см. «Новые банки проверят на прочность», «Монокль» № 28 за 2024 год).
Наконец, владельцы пунктов выдачи тоже имеют претензии: маркетплейсы нещадно штрафуют их, отказываются индексировать комиссию, увеличивают список требований и т. д. Отдельные вопросы со скрипом решаются в правовом поле: так, год назад Подольский городской суд счел нарушением закона требование Wildberries для покупателей оплачивать возврат товаров ненадлежащего качества. И все чаще раздаются голоса в пользу специального законодательства, которое наконец отрегулировало бы все накопившиеся противоречия.
Сейчас в Думе на этапе подготовки к первому чтению находится законопроект о маркетплейсах (№ 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации»). По информации «Монокля», из важных нововведений в нем пока содержатся нормы о том, что «агрегаторы информации» (так в законе названы маркетплейсы), занимающие значимое положение на рынке, должны обеспечивать равнодоступность сторонних (в том числе финансовых, включая банковские и страховые) сервисов на их платформе. Кроме того, по мнению авторов документа, не должно быть разных цен в зависимости от способа оплаты товара, а селлерам деньги за товар должны перечисляться не позднее чем через два дня после получения их банком. Кроме того, маркетплейсы могут быть признаны объектом критической инфраструктуры, что ограничит возможность использовать иностранное программное обеспечение и средства защиты информации. Наконец, платформы обяжут явно указывать в карточке товара, оплачивал ли продавец рекламу.
Пока нет информации, в каком именно виде законопроект подойдет даже к первому чтению. Сразу после его внесения Ассоциация компаний интернет-торговли написала письмо в Совет Федерации и Госдуму с просьбой доработать документ, и перечень возражений достаточно длинный. Как можно было догадаться, маркетплейсы хотят оставить возможность платного возврата товара, недовольны ограничениями для площадок, занимающих значимое положение (формальное основание — в Законе о конкуренции используется другое понятие — «доминирующее положение»), не готовы выполнять требование обеспечить антитеррористическую защищенность своей инфраструктуры и вообще в целом не видят необходимости в отдельном регулировании. В случае же принятия закона в текущем виде обещают заметный рост цен.