Выше облаков
Четыре века в архитектуре Петербурга
Архитектура — это зеркало, в которое ежедневно смотрится нация. Здание становится знаменитым, если служит отражением глубокой общественной идеи. Оно показывает не только, какие мы есть, но и какими мы хотим или можем быть.
Прокофьев Дмитрий Андреевич
Экономист, вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, колумнист газеты «Деловой Петербург»
Верное свидетельство
Нельзя не согласиться с утверждением, что из всех различных языков, рассказывающих о прошлом, произведения архитектуры — самые очевидные для потомков. Магия зодчества заключается в его способности передавать одновременно дух эпохи, гений места и характер народа. Архитектурный ландшафт — самый верный исторический документ, позволяющий нам воспроизводить образы прошлого и создавать проекции будущего.
В каждом творении архитектуры — в ограде ли храма или около домашнего очага — возникают первые причины событий, составляющих историю человечества.
Древние египтяне создавали рукотворные горы-пирамиды, греки и римляне строили свои храмы на возвышенностях, а архитекторы Средневековья научились поднимать ввысь купола и шпили соборов. Но каждый раз, когда зодчие устремляли свои взгляды к небу, это совпадало со значимыми историческими событиями...
В самом деле, грандиозный собор в английском Линкольне был заложен накануне Третьего крестового похода, завершение строительства великолепного Страсбургского собора совпало с началом эпохи книгопечатания, величественный собор в Кельне стал символом восстановления империи германцев. А московская колокольня «Иван Великий», высочайшее здание допетровской Руси, была заложена в год смерти Ивана Третьего — знаменитого и сурового правителя из династии Рюриковичей, достроена же она была век спустя, по приказу Бориса Годунова.
А еще через сто лет будущий император Петр заложил в дельте Невы город, которому предстояло стать средоточием новых мыслей и нестандартных решений, включая и новое осмысление самого понятия «высота».
Вечная линия
Рассуждая о чертах, создающих облик Петербурга как «самого предумышленного города на земле», мы должны будем повторить словосочетание «небесная линия», вошедшее в лексикон благодаря Дмитрию Сергеевичу Лихачеву.
«Соприкосновение воды и суши создает идеальные горизонтальные линии, особенно если суша обрамлена плотным строем набережных», — писал академик Лихачев в своей культовой статье «Небесная линия города на Неве».