Исламабад выбрал гибкую внешнюю политику

МонокльОбщество

Курс «Страны чистых»: стоит ли бояться ядерной дубинки Пакистана

Исламабад выбрал гибкую внешнюю политику, которая позволяет сохранять стратегическое партнерство с конкурирующими сторонами, укреплять политическую и экономическую стабильность и отстаивать право на ответственное обладание ядерным арсеналом

Леонид Цуканов, кандидат политических наук, эксперт Российского совета по международным делам, консультант ПИР-Центра.

Новая мечеть в Исламабаде. Фото: Эдуард Песов/ИТАР-ТАСС

Недавний военный конфликт Пакистана и Индии вновь заставил обратить внимание на регион с тлеющим многие десятилетия территориальным конфликтом и соперничеством двух ядерных держав. К счастью, стороны не стремятся расчехлить запасы сверхоружия и всегда пытаются искать варианты урегулирования пограничных споров. Однако всегда сохраняется опасность перехода конфликта в терминальную стадию, радикализации части общества либо попадания ядерных боеголовок в руки террористов. И кажется, что менее развитый, не столь преуспевающий и богатый Пакистан ближе к этому опасному сценарию.

В то же время, несмотря на закрепившуюся за Пакистаном славу «регионального хулигана», Исламабад вовсе не стремится ввергнуть Южную Азию (а затем и весь мир) в анархию. Напротив, страна ищет свое место в новом миропорядке. Такое, чтобы оно полностью соответствовало мировоззрению и национальной идентичности жителей страны.

Пакистан: основа основ

Поскольку подавляющее большинство населения Пакистана составляют мусульмане-сунниты, основой мировоззрения новой страны закономерно стал религиозный национализм, корни которого уходят в эпоху колониальной борьбы. Ее постулаты сформулировала Всеиндийская мусульманская лига. С 1906 года она боролась за суверенитет Индии, а когда это стало реальным — за отделение исламских регионов в отдельное государство.

Идеологи партии делали ставку на «Теорию двух наций» — концепцию, согласно которой именно религия, а не язык или этничность определяли самоидентификацию населения, а значит, общество Индии следовало бы делить на мусульманское и индуистское. Сто лет назад подавляющее большинство жителей страны не видело в этом резона. Мусульманская лига сталкивалась с сопротивлением и крестьянства, и интеллигенции. Сегодня же эта идеология горячо поддерживается в Пакистане и частично в Индии.

Своеобразную услугу Лиге оказали британцы, которые планировали продвигать свои интересы, стравливая индуистские и мусульманские общины. Взращенные при участии Короны националисты, по духу близкие к Мусульманской лиге, стали движущей силой, обеспечившей постепенный дрейф будущего Пакистана из состава единой Британской Индии.

Само название «Пакистан» переводится с урду как «Земля чистых», что должно подчеркивать духовную чистоту местного населения и его приверженность исламскому вероучению. Есть, впрочем, и другая версия — будто бы это акроним из названий пяти северных регионов Британской Индии: Пенджаб (П), Афгания (А), Кашмир (К), Синд (С) и Белуджистан (ТАН). Идея принадлежала идеологам Мусульманской лиги и, в теории, должна была подчеркнуть крепкую связь мусульманских провинций.

Как бы то ни было, в 1947 году Пакистан оформился в независимое государство. И какое-то время даже мирно сосуществовал с Индией — пока их интересы не столкнулись вокруг формально независимого Джамму и Кашмира. Спровоцированное пакистанскими агентами восстание мусульман в туземном княжестве толкнуло местные элиты в орбиту влияния Нью-Дели, а Джамму и Кашмир стал яблоком раздора между соседями на ближайшие полвека.

Разногласия вокруг бывшего княжества, впоследствии разделенного между странами, спровоцировали ускоренный отход пакистанской культуры от наследия Британской Индии. Если в первые годы история молодого Пакистана была вписана в общеиндийскую, то уже в начале 1950-х постановка вопроса изменилась. Исламабад стал продолжателем традиций не Британской Индии, а средневековых мусульманских королевств, которые правили на этих землях столетия назад. Сам же факт общего с Нью-Дели прошлого старательно ретушировался, как и доисламские традиции народов Индийского субконтинента.

Теперь, по прошествии многих лет, убедить рядового пакистанца в том, что он является во многом «единокровным братом» Индии, уже вряд ли получится. Конструкт об обособленной истории Пакистана настолько силен и живуч, что предшественником Пакистана будет названа, скорее, империя Великих Моголов, чем Британская Индия.

И официальный Исламабад продолжает укреплять эту убежденность, тем самым «углубляя» национальную историю независимого Пакистана как минимум на несколько веков.

Вся власть — военным

Армия и спецслужбы исторически имели сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Пакистана, считаясь одним из столпов государственности — наравне с законом и порядком.

Они же выступают своего рода «экстренным противовесом» гражданским институтам. В истории Пакистана было как минимум четыре случая, когда армия в последний момент брала власть в свои руки и спасала страну от коллапса. По крайней мере, так считают сами военные. До середины 2000-х годов без ведома пакистанского генералитета не решался ни один значимый военно-политический вопрос.

Генерал Первез Мушарраф, последний президент Пакистана из военных. Фото: AP Photo/B.K.Bangash

Во второй половине 2000-х ситуация, казалось бы, изменилась. С приходом к власти в 2008 году журналиста Юсуфа Резы Гилани (2008–2012), сместившего очередную «вечную хунту», в премьерское кресло больше не садились профессиональные военные. Руль перехватили бизнесмены Раджа Первез Ашраф (2012–2013) и Миан Мохаммад Наваз Шариф (2013–2017), инженер Шахид Хакан Аббаси (2017–2018), профессиональный спортсмен Имран Ахмед Хан Ниязи (2018–2022) и искусствовед Шехбаз Шариф (с 2024 года). И хотя полный срок смогли отработать далеко не все, даже самым провальным управленцам удавалось избежать новых вмешательств армии в политику страны.

Впрочем, из массового сознания лозунг «Народ и армия едины» никуда не делся. Рядовые пакистанцы по-прежнему с уважением и трепетом относятся к «мундирам» и видят в них «стоп-кран», с помощью которого в любой момент можно остановить движение Исламабада по ложному курсу.

Гражданские власти хорошо понимают это и стремятся максимально «делить» с военными ответственность за самые значимые решения. Не случайно во время майского приграничного конфликта между Индией и Пакистаном официальный Исламабад почти сразу дал военным карт-бланш на выбор стратегии действий против индийцев. С началом острой фазы ирано-израильского конфликта в июне 2025 года армия также высказала позицию раньше гражданских, выразив поддержку иранским «побратимам».

Число действующих военнослужащих в Пакистане составляет около 650 тыс. человек. Фото: AP Photo

Национальная разведка (или Межведомственная разведка, более известная как ISI, по первым буквам английского названия) держится от «мундиров» особняком и пытается играть роль «третьей силы». Такому позиционированию во многом способствуют созданный вокруг нее ореол повышенной секретности, а также нежелание ее руководства напрямую вмешиваться в противостояние военных и гражданских.

Кроме того, за ISI тянется шлейф неоднозначных операций и проектов — будь то поддержка афганских партизан-моджахедов в 1980-е годы или обучение боевиков «Аль-Каиды»* в начале 2000-х, а после терактов 11 сентября еще и сокрытие на своих территориях тогдашнего лидера и идеолога террористов

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Жена на доверии Жена на доверии

Покупка недвижимости в гражданском браке: как защитить свои интересы

Лиза
Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам

Платят за брак: как регионы поощряют семейные пары

Ведомости
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
Тело знает всё Тело знает всё

Ида Галич — о том, почему важно слушать свое тело и как это делать

Новый очаг
Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин

Почему афалины редко охотятся с губками на роструме?

N+1
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
Олимпиада, мать царя Олимпиада, мать царя

Почему античные историки так ненавидели мать Александра Великого — Олимпиаду?

Дилетант
С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному

Как бизнес-интересы определяют способы атак на сайты российских компаний

Forbes
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Hастроение – прованс Hастроение – прованс

Создаем в квартире уютный деревенский стиль

Лиза
Мальчик или девочка? Вероятность рождения сына или дочери не равна 50/50 Мальчик или девочка? Вероятность рождения сына или дочери не равна 50/50

Как возраст матери играет ключевую роль в определении пола будущего ребенка

ТехИнсайдер
«Помогает настроить оптику на созерцание»: герои культуры — о том, как полюбить академическую музыку «Помогает настроить оптику на созерцание»: герои культуры — о том, как полюбить академическую музыку

Советы слушателям-новичкам, как слушать академическую музыку

Правила жизни
Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку

Чем процесс пробуждения отличается от процесса засыпания?

ТехИнсайдер
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Эффект мерцания Эффект мерцания

Елизавета Ищенко — о трудностях взросления и борьбе с выгоранием

Правила жизни
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
Открыть в приложении