Самый развратный сапожок
Калигула стал первым, но далеко не последним императором Римской империи, чью славу составили не подвиги и великие реформы, а невероятные безумства и кровавые преступления.
Гай Юлий Цезарь Август Германик не очень любил свое имя-прозвище Калигула, хотя оно было вполне героическим. Калигула значит «сапожок»: в маленьких, скроенных наподобие армейских сапожках будущий император бегал по военному лагерю своего отца, Германика, усмирителя германцев, триумфатора, консула и любимца всего римского народа. Агриппина, жена Германика и мать Калигулы, сопровождала мужа в походах. В том числе и на берегах Рейна. Будущий император рос среди солдат и под сенью лавров своего отца.
Сын лагеря
Один из современников так написал про Калигулу:
В лагере был он рожден, под отцовским оружием вырос,
Это ль не знак, что ему высшая власть суждена?
Но это была наглая лесть: на самом деле будущий император родился недалеко от Рима.
Когда Калигуле исполнилось 7 лет, Германик заболел и умер. Подозревали, что он был отравлен: либо наместником в Сирии, с которым имел конфликт, либо самим императором Тиберием, ревновавшим к славе и всенародной любви Германика. «Сердце его при погребальном сожжении было найдено среди костей невредимым: а считается, что сердце, тронутое ядом, по природе своей не может сгореть», — приводит античный историк Светоний довод в пользу такой версии. Вскоре Агриппина, не скрывавшая своих подозрений в убийстве мужа, и двое ее детей были отправлены в ссылку и умерли, вероятно, насильственной смертью. Калигулу, однако, Тиберий приблизил к себе и назначил наследником.
В 37 году Тиберий умер (возможно, отравленный Калигулой), и в возрасте 25 лет Гай, как фамильярно называют его античные историки, стал императором. Не так и рано — например, императора Гелиогабала в 18 лет уже убили, а до этого он успел сделать столько, что вошел в историю как самый развращенный правитель Древнего Рима.
Дней Гаевых прекрасное начало
Римские граждане с радостью встретили нового правителя. Его ребенком помнили войска, а народ знал как сына Германика. Ну и к тому же Тиберий был жесток, а Гай повел себя как благочестивый римлянин. Он привез в Рим и торжественно захоронил останки матери и братьев. Не менее торжественно похоронил Тиберия и выступил с высоко оцененной современниками надгробной речью. И как император Калигула был неплох: провел политическую амнистию, сжег (по его уверениям, не читая, но некоторые источники считают, что предварительно сняв копии) доносы на свою мать и братьев, отказался слушать доносы о подготовке покушения на себя, отменил закон об оскорблении величества.
Калигула проводил либеральную политику. Раздал оставшиеся после своего предшественника долги, отменил налог с продаж, активно занимался строительством — не только дворцов, но и общественных зданий, акведуков и дорог. Масштабные работы стимулировали развитие экономики.
Он уважал права сената, вернул простым римлянам право выбора некоторых магистратов. Однако, как пишет историк Дион Кассий, «поскольку граждане стали довольно равнодушны к выполнению своих обязанностей, так как долгое время не участвовали в общественных делах, как подобает свободным людям, сохранялась лишь видимость народовластия, на деле же его не было вовсе». Гораздо больше плебсу импонировало то, что император регулярно устраивал всенародные раздачи подарков, гладиаторские бои и театральные представления.
Однако радость римлян была недолгой. На восьмой месяц своего правления Гай серьезно заболел и, видимо, повредился рассудком. «Думают, что его опоила Цезония (любовница и будущая четвертая жена Калигулы) зельем, которое должно было возбудить в нем любовь, но вызвало безумие», — сообщает Светоний. Но есть и более прагматичные версии — например, энцефалит.