Как советская власть сломала таких кремниевых с виду людей, как Шкловский

ДилетантИстория

Виктор Шкловский

1

Писать под Шкловского легко, а потому неинтересно. Его пародировали почти все современники, удачнее других — Зощенко:

«Вязка у них одна — “Серапионовы братья”. Литературных традиций несколько. Предупреждаю заранее: я в этом не виноват.

Я не виноват, что Стерн родился в 1713 году, когда Филдингу было семь лет…

Так вот, я возвращаюсь к теме. Это первый альманах — “Серапионовы братья”. Будет ли другой, я не знаю.

Беллетристы привыкли не печататься годами. У верблюдов это поставлено лучше (см. Энцикл. слов.).

В Персии верблюд может не пить неделю. Даже больше. И не умирает.

Журналисты люди наивные — больше года не выдерживают.

Кстати, у Лескова есть рассказ: человек, томимый жаждой, вспарывает брюхо верблюду перочинным ножом, находит там какую-то слизь и выпивает её.

Я верблюдов люблю. Я знаю, как они сделаны.

Теперь о Всеволоде Иванове и Зощенко. Да, кстати, о балете.

Балет нельзя снять кинематографом. Движения неделимы. В балете движения настолько быстры и неожиданны, что съёмщиков просто тошнит, а аппарат пропускает ряд движений.

В обычной же драме пропущенные жесты мы дополняем сами, как нечто привычное.

Итак, движение быстрее 1/7 секунды неделимо.

Это грустно.

Впрочем, мне всё равно. Я человек талантливый».

И правда, талантливый, с этим никто не спорил. Слово, собственно, ни к чему не обязывающее. Его рецензия на книгу Белинкова о его старшем друге Тынянове так и называлась — «Талантливо!», хотя эта книга была для него нелестной и по духу скорее враждебной. Не зря Тынянов говорил, что свои письма к нему может подписывать не «преданный вам», а «преданный вами». Впрочем, он же писал ему: «Ты один у меня друг».

Его короткие абзацы, иногда по одному предложению, а иногда и по слову, — восходят к прозе Розанова, ассоциативное письмо — к Стерну, сам он о своих корнях многократно высказывался, поскольку, как большинство формалистов, подвергал формальному разбору не только свою прозу, но и собственную жизнь. (Кажется, главное их новаторство в том и состояло, что они научились рассматривать как сумму приёмов не только искусство, но и быт, и любовную игру, дальше других в такой формальной интерпретации собственной жизни зашла Лидия Гинзбург, но ведь это Шкловский предсказал ей — «В старости вы наконец напишете то, что думаете о людях».) Нам интереснее понять, почему таких кремнёвых с виду людей, как Шкловский, — литературных скандалистов, отважных полемистов, эсеров с боевым опытом, атлетов, неутомимых путешественников — советская власть ломала, а мягких с виду непротивленцев вроде Пастернака — сломать не могла. Почему Шкловский и многие люди сходного темперамента стали советскими, а презираемые ими, как бы выпавшие из времени интеллигенты — уцелели. Почему от виртуозного и разнообразного многописания Шкловского осталось так мало и никакие переиздания не возвращают интереса к нему, хотя он этого интереса достоин. Почему его вечный антипод и главная антипатия Чуковский, проживший почти столько же, — битый и мятый, гнутый и ломаный, оставивший в науке далеко не такой яркий след, — советским человеком всё же не стал и читается сегодня больше, лучше, интереснее. А Шкловский, открывавший фундаментальные законы развития литературы, — остался в своём времени: я сам не до конца это понимаю, поэтому мне и интересно.

2

Он прожил очень большую жизнь, двух месяцев не дожив до 92 лет: 1893–1984. Он как бы подтверждает старое наблюдение, что, кто пережил ужасы ХХ века, — тот уж будет жить долго, облучённый энергией трёх революций. Написал он, вероятно, больше всех формалистов, составлявших блестящую плеяду ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка, основанного самым умным и незаметным его участником, а именно Осипом Бриком; самое умное в ХХ веке и заключается в том, чтобы быть наименее заметным). Шкловский был первоклассным прозаиком и, вероятно, великим филологом. Главные его прозаические сочинения: «Zoo, или Письма не о любви», «Третья фабрика», «Сентиментальное путешествие», «Жили-были», совместный с Всеволодом Ивановым фантастический роман «Иприт». Биографии его работы: жизнеописания лубочного писателя Матвея Комарова, художника Павла Федотова, Болотова, Марко Поло, Циолковского, книга о Минине и Пожарском, краткая биография Маяковского (1940, многажды переработана), массивный том «Лев Толстой» для серии ЖЗЛ. Наиболее фундаментальные теоретические работы — «Искусство как приём», «Гамбургский счёт», «Развёртывание сюжета», «Сюжет как явление стиля», «Материал и стиль в романе Толстого “Война и мир”», «Тетива», «Энергия заблуждения». Печатался он с девятнадцати до девяноста, и сам давно потерял счёт написанному.

Биография его до 35 лет довольно бурная, потом довольно ровная, если не считать трагедии — гибели сына на войне за два месяца до победы. Родился он в семье преподавателя математики. Вечный вопрос русской литературы — «Еврей ли вы?» — в его случае оправдан: по отцу еврей. Двух его старших братьев расстреляли: Николая в 1918 году (как эсера), Владимира в 1937-м (как религиозного деятеля, члена Союза православных братств). Виктор Шкловский в 1913 году с серебряной медалью окончил гимназию, ещё гимназистом начал печататься, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но не закончил его. В 1914-м ушёл добровольцем на войну, в 1915-м был возвращён в Петроград и отправлен учиться на водителя бронемашины, в 1917-м стал членом комитета Петроградского броневого дивизиона. От Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт, возглавил атаку и получил Георгиевский крест 4-й степени. Вскоре был командирован в Отдельный кавказский кавалерийский корпус в Персию и эвакуировал этот корпус в Россию, так что Октябрьскую революцию встретил в Иране. В Петроград вернулся в январе 1918 года. Участвовал в эсеровском заговоре. Бежал из Петрограда в Саратов, потом в Киев, где в составе автопанцирного дивизиона свергал гетмана Скоропадского и под именем Шполянского попал в роман Булгакова «Белая гвардия». Шполянский кажется старше, но ему, оказывается, 25 лет.

Потом он вернулся в Россию (следует полулегендарная история о прыжке с поезда, когда его узнал агент ЧК), благодаря заступничеству Горького выхлопотал у Свердлова прощение и стал в Петрограде одним из идеологов группы «Серапионовы братья». В это время он делает главные свои открытия. В 1922 году в городе начинаются облавы на эсеров, Шкловский чудом бежал, жил в Берлине, но очень ему там не понравилось. Ему казалось — и не без оснований, — что настоящая жизнь в России. И многим тогда казалось так. Пастернаку, например, который оказался в Берлине в это же самое время и тоже не захотел оставаться там вместе с родителями, вернулся.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Типичная российская катастрофа Типичная российская катастрофа

Крупнейшая железнодорожная авария царской России — Тилигульская катастрофа

Дилетант
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Александр: из эллина в азиата Александр: из эллина в азиата

Выдающийся полководец превратился из «первого среди равных» в азиатского деспота

Дилетант
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
БАМ в документах и датах БАМ в документах и датах

Строительство БАМ — процесс, растянувшийся на несколько десятилетий

Дилетант
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Одержимый царь Одержимый царь

Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле Петра I

Дилетант
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Коко Шанель: женщина в чёрном Коко Шанель: женщина в чёрном

Тёмные страницы в биографии создательницы всемирно знаменитого бренда

Дилетант
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Антифашисты в немецких мундирах Антифашисты в немецких мундирах

Заговор против Гитлера окончился двойной неудачей

Дилетант
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Слезинка ребенка Слезинка ребенка

Большая ошибка диктатора — покушаться на самое дорогое: на детей

Вокруг света
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
В начале «тропы Батыевой» В начале «тропы Батыевой»

Подробности Батыева нашествия до сих пор вызывают полемику

Дилетант
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

«Бэтмен. Начало»: масштаб фильма и его влияние на массовую культуру

Правила жизни
В ожидании телепортации В ожидании телепортации

Передовые технологии помогут сблизить скорость данных и перемещений

Монокль
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
Искусство для искусства Искусство для искусства

Стильный интерьер для коллекционеров современного искусства

SALON-Interior
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
Открыть в приложении