Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техникаHi-Tech

Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Иван Варгатый
https://vk.com/vivan755

Тяжелый вертолет Ми-26 с водосливным устройством на внешней подвеске

Ми-8МТВ стоял, вытаращив стрекозиные глаза остекления на груз, и почесывал макушку руками техников – те закрывали капоты двигателей, главного редуктора, гидроблока, турбоагрегата. Вертолет был в полном порядке, но в его нехитрой нервной системе никак не укладывалось, как он увезет эту подвеску? По паспорту масса дизель-электростанции указана допустимая – 3900 кг. Сейчас же она стоит на тяжеленных, сваренных из стальной трубы полозьях, в тонну точно! На улице жара, двигателям тяжело дышать, а тут еще подсовывают перегруз.

Но делать нечего, такая работа. Где-то у энергетиков что-то полыхнуло, выгорело, буровая осталась без основного питания, на резервной электростанции. А если и она встанет? И лететь-то неблизко, под триста километров, топлива на донышке не возьмешь. Будет веселый взлет... Вот уже бортмеханик делает обход перед запуском, поднялся по стойке и проверил закрытие капотов, привычно покачал хвостовой винт за лопасть – вертолет с удовольствием пошевелил осевыми шарнирами, помахал вразнобой лопастями. Глаз бортмеханика прочертил прямую с лопасти на тавотницу, порядок, угол в норме...

«Аишка», крохотный турбоагрегат АИ-9, выбросил протуберанец пламени, заревел трубным ревом и после короткого прогрева Соловьем-разбойником дунул в магистраль отбора, расшевелил стартеры двигателей. Лопасти винта поползли над остеклением слева направо. Вот оба на малом газе, греемся... Есть прогрев, рукоятку коррекции вправо, включаем генераторы, выпрямительные. Еще несколько проверок – и поехали за подвеской! Заветная дизель-электростанция стоит недалеко. Шаг-газ вверх, вертолет вспух, оторвался одной опорой и чуть повел носом влево – пилот придержал его правой педалью и убрал крен, правой рукой двинув ручку. Теперь вперед, еще чуть «шага» и чуть правой педали, поехали к подвеске.

Подцепщики уже ждут. Быстро связали вертолет с электростанцией «одной цепью», трос в замке, замок закрыт. Теперь контрольное висение. Бицепс потихоньку выбирает «шаг», левый глаз смотрит в блистер на землю, правый, как у хамелеона, на обороты несущего винта, а третий, прорезающийся у вертолетчика в такие моменты, видит, как загибаются тюльпанчиком лопасти... Дизель всей тяжестью повис на вертолете, обороты неумолимо падают, правая нога утопила педаль почти до упора – словно у автогонщика... Несущий винт нещадно загребает воздух, приходится уравновешивать его рвение рулевым винтом, чтобы вертолет не завертелся на месте. В крейсерском полете рулевому винту помогает фиксированный руль направления – изящное «перо» на концевой балке, но при взлете по-вертолетному обдувки руля нет.

Ручка «шаг-газ», снятая с вертолета. 1 – поворотная рукоятка коррекции, 2 – маховик фрикциона, 3 – фрикцион стопорения, 4 – ручка «шаг-газ», 5 – рычаги раздельного управления двигателями

Хлопки лопастей превратились в жесткий звериный рёв, даже стрекозиные глаза вертолета, кажется, вылезли из орбит и пульсируют в такт этому рёву. Но как ни реви – мощности не хватает. Бах! Обороты упали ниже 89, выбило генераторы, стихли за спиной выпрямительные устройства. Чуть отдаем «шаг», ставим дизель и ждем. Ветер вроде оправдался, дует откуда надо, электростанцию специально поставили так, чтобы по курсу ничего не было, надо лишь дождаться порыва. Командир посмотрел на «правака» и одними бровями спросил: «Готов?». То, что сейчас будет, нельзя говорить вслух.

Вот листья на недалекой березе зашевелились посильнее, а следом ветка наклонилась к вертолету. Порыв катится к нам, пора! Левая рука командира заранее вместо «шага» перелегла на РРУДы, рычаги раздельного управления двигателями, и чуть стянула их выше средних защелок, а сейчас потянула дальше. Обороты винта пошли, запас растет, он пригодится спустя секунды. Командир чуть мотнул головой, и второй пилот, державший трос подвески натянутым, двинул ручку вперед. Вертолет на привязи начал описывать дугу навстречу ветру, «правак» подтянул «шаг», а командир синхронно поддавил РРУДы вниз. Оставлять их на взлетном нельзя, тогда «шаг» не взять. Эх, вот когда нужен не только третий глаз, но и третья рука... Командир с теплом вспомнил Ми6, с которых пришлось уйти в прошлом году после бездарного решения властей об окончании века «шестерок». Там на приборных досках есть УПРТ – указатели положения рычагов топлива, держать режим было бы проще... Хотя там вообще не пришлось бы терзать машину, для нее этот груз – игрушка... Время между тем почти замерло.

Набравший какие-то километры в час вертолет начал загребать винтом все больше воздуха, ветер добавил своей скорости, электростанция оторвалась от континента и заскользила на цыпочках. Обороты винта снова ползут вниз. Все эти свободные турбины, шестерни главного редуктора, тяжеленная втулка, шесть центнеров лопастей, валы трансмиссии рулевого винта и сам не очень большой, но оборотистый винт имеют неслабую инерцию, она вместе с мощью двигателей сейчас держала обороты. Но все же они падают. 95, 94, 93... Однако привязанный к электростанции Ми-8МТВ набирает скорость, вот пошла тряска: это поток перестает «стоять торчком» на лопастях винта, лопасти с каждым набранным километром в час все больше и больше привычно ложатся грудью на поток. Винт переходит с осевой обдувки на косую, начинает напоминать своей аэродинамикой крыло самолета. Вот и обороты перестали падать, высота пошла!

Скорость 80, 100... Уже и правой педали столько не надо, начал работать фиксированный руль. Машина уверенно месила лопастями родную стихию, набирала живительную высоту. Там воздух и чище, и прохладнее, и время подумать есть... Прохладнее будет и на площадке, где ждут дизель, и топливо к тому времени подвыжжем, станем легче. Поставить эту железяку на землю должно быть проще, чем поднять. Хотя это авиация, кто знает, что будет на площадке, но надо надеяться на лучшее, иначе не стоило и ввязываться в этот полет – в одно сплошное нарушение. А буровая ждет!

Похожие истории раньше происходили сплошь и рядом. Работы у вертолетчиков было море, такого жесткого контроля, как сейчас, не было, и летали порой «на честном слове и одной лопасти». Однако принцип работы вертолета не изменился, и сейчас самое время разобрать, как устроен вертолет классической схемы с газотурбинными двигателями вроде Ми-8 и что происходило на взлете, а заодно взглянуть и на вертолеты других схем. Начнем с силовой установки и трансмиссии. Наверняка кто-то слышал, что двигатель Москвича-412 – «половинка» V-образного двигателя рулевого винта Ми1. Или Ми-4. Это, конечно, байка, так как трансмиссия вертолета едина, оба винта приводятся от одного маршевого двигателя (чаще – двух параллельно): от двигателя приводится главный редуктор, на главном редукторе установлен несущий винт (НВ), от него же тянется трансмиссия к рулевому винту (РВ) – валы с парой редукторов.

Назначение РВ очевидно: НВ вращается по часовой стрелке и в этом же направлении отбрасывает воздух, а вертолет из-за реакции стремится повернуться против часовой стрелки. РВ, с помощью хитро изогнутой концевой балки «всунутый» в плоскость несущего винта, компенсирует реактивный момент НВ, не создавая паразитного кренящего момента. Заодно изгиб концевой балки убирает рулевой винт подальше от земли – так меньше шансов, что при большом тангаже у земли РВ сломает лопасти о какие-нибудь препятствия. Но все же такие случаи бывают, равно как бывают и повреждения валов, и отказы промежуточного или хвостового редуктора... Это одна из причин, по которой параллельно с вертолетами классической схемы в Советском Союзе развивались и вертолеты соосной схемы – винты установлены один над другим, вращаются в противоположные стороны. Реактивные моменты друг друга компенсируют.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Был ли Наполеон низкого роста? Откуда взялся миф о «коротышке-завоевателе» Был ли Наполеон низкого роста? Откуда взялся миф о «коротышке-завоевателе»

Почему все думают, что Наполеон был низкого роста?

ТехИнсайдер
«Греческим языком не переломить проблемы школы» «Греческим языком не переломить проблемы школы»

О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе образования

Монокль
Опасный архипелаг в Сердитом море Опасный архипелаг в Сердитом море

Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Вокруг света
Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри

Ка работает система доставки препарата для лечения рака мочевого пузыря

N+1
Когда ты — волк Когда ты — волк

Жителям Европы вопрос о людях, превращающихся в волков, дискуссионным не казался

Дилетант
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать

Как кибербезопасность вписывается в общую систему информационной безопасности

Inc.
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Морис Симашко Морис Симашко

Портретная галерея Андрея Быкова: писатель Морис Симашко

Дилетант
«Женщине должен нравиться ее мужчина» «Женщине должен нравиться ее мужчина»

В этой паре оба актеры, и детей в семье у Зои Бербер и Максима Белбородова двое

OK!
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Активизируем работу мозга с помощью нейрогимнастики

Лиза
Какая установка мешает вам стать богаче? Какая установка мешает вам стать богаче?

Тест: какая негативная установка может мешать зарабатывать больше?

Psychologies
Далекие близкие Далекие близкие

Откуда в отношениях берется одиночество и можно ли это исправить?

Лиза
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Насколько вы готовы заниматься любимым делом? Насколько вы готовы заниматься любимым делом?

Пройдите тест и узнайте, насколько вы настроены заниматься тем, что любите

Psychologies
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Политика с открытым кодом Политика с открытым кодом

Какие факторы определяют успех Китая в индустрии искусственного интеллекта

РБК
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Техника Техника

Новинки техники, выводящие восприятие мира на новый уровень

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Свиньи как свиньи Свиньи как свиньи

История «Скотного двора», главной сказки холодной войны, в вопросах и ответах

Weekend
Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии

Человек уничтожил уже 110 эндемиков в Макаронезии

N+1
Тревожные звоночки Тревожные звоночки

Где заканчивается здоровое беспокойство за своих детей и начинается гиперопека?

Grazia
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении