Братские портреты
Некоторые портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не их уникальное парное сочетание. Являясь анонимными по отдельности, вместе они сразу обретают утраченные имена. На страницах «Дилетанта» я уже рассказывал о портретных парах муж и жена, брат и сестра. Сегодня мой рассказ о дуэтах братьев.

В разных музеях хранятся парные портреты молодых офицеров XIX века, выполненные в одно и то же время одним художником. Как правило, в таких произведениях общая история бытования — они вместе приходят из старой коллекции или дореволюционного собрания. С одной стороны, юные сверстники в эполетах могут быть просто лучшими друзьями. Но обычно дружеский круг молодых офицеров ограничивался полковой корпорацией, а на память о близком товариществе они заказывали не отдельные портреты, а сразу один двойной. Если же на парных портретах военные разных полков, то наверняка изображены родные братья, которые делали такие дуэты не столько для себя, сколько для родителей, гордящихся своими бравыми отпрысками.
Очевидно, как подарок отцу или матери была изготовлена небольшая деревянная шкатулка с врезанными в верхнюю откидную крышку двумя миниатюрными портретами. На овалах в одинаковой золочёной оправе (4 х 3,2 см) изображены молодые обер-офицеры в вицмундирах лейб-гвардии Конного и лейб-гвардии Кирасирского полков. Судя по форме их эполет с коротким широким корешком и большим круглым полем с тремя витками, миниатюры написаны в 1820-х годах. По своему возрасту эти молодые гвардейцы должны были иметь самые первые чины корнета или поручика. С 1 января 1827 года им на эполетах полагалось носить одну или три звёздочки соответственно. Однако у офицеров на миниатюрах звёздочки отсутствуют. Следовательно, портреты написаны в начале или середине 1820-х годов.

К этому времени ветераны славных походов от Москвы до Парижа в 1812–1814 годах служили в гвардейских кирасирах, как правило, полковниками и ротмистрами. Украшенная орденами и медалями боевая молодёжь, пользуясь «петровским старшинством» гвардии в два чина перед армией, либо уже перевелась штаб-офицерами в армейскую кавалерию, либо вышла с почётом в отставку. Вместо неё эскадронные вакансии заполнила новая поросль юных дворян.
Обычно родные братья старались поступать в один и тот же полк. Оно и понятно — вместе легче адаптироваться к военной и столичной жизни, помогая друг другу по службе и в быту. Но не всегда обстоятельства позволяли держаться вдвоём. С гвардейцами на шкатулке именно такой случай. Причём по правилам иконографии конногвардеец слева должен быть старшим, а лейб-кирасир справа младшим братом.