Машина для февраля
Почем автомобили для российской зимы

Зима в России — серьезное испытание как для автомобилей, так и для водителей. На какие машины стоило обратить особое внимание в завершающемся зимнем сезоне этого года, пусть и аномально теплом, и сколько они стоят, разбирались «Деньги».
Зима в России традиционно приходит неожиданно не только для коммунальных служб, но и для автолюбителей. В этом году суровость наступления самого недружественного для использования личных транспортных средств сезона была сглажена аномально теплой погодой. Прошлой же зимой, когда столбик термометра в новогодние праздники опускался ниже двадцатиградусной отметки, холода заставили понервничать многих автовладельцев.
Судя по опросу Auto.ru, во время сильных и продолжительных морозов начала 2024 года 56% российских автолюбителей испытали трудности со своими автомобилями. 10% респондентов заявили, что эти сложности были многократные, 46% констатировали проблемы разового характера. Самая распространенная проблема (28%) была связана с севшим аккумулятором. Но были и другие затруднения, например, связанные с работой топливной системы и некоторых узлов автомобиля.
Судя по исследованию компании «Ренессанс страхование», в зимний период в России в четыре раза увеличивается доля обращений за технической помощью по запуску двигателя, больше чем в полтора раза вырастает доля повреждений из-за падения на авто посторонних предметов — например, снега и кусков льда. Еще опросы говорят о том, что две трети автомобилистов чувствуют себя на зимней дороге неуверенно. В этой связи ориентированные на российский рынок автопроизводители стараются лучше адаптировать свои новые модели для использования в сложных зимних условиях.
Секреты зимнего выживания
Специалисты говорят о нескольких ключевых характеристиках автомобилей, которые особенно важны зимой. «При выборе автомобиля для зимней эксплуатации необходимо обратить внимание на его проходимость и управляемость, уровень комфорта, а также качество покраски кузова, включая устойчивость к коррозии»,— полагает Борис Богоутдинов, управляющий партнер консалтинговой компании «2Б Диалог».
Хорошую проходимость зимой автомобилю может обеспечить его высокий дорожный просвет (клиренс), а также полный привод. «Гололед и заснеженная дорога лучше всего преодолеваются машиной с полным приводом, так как передаваемый на все четыре колеса крутящий момент обеспечивает значительную устойчивость на дороге»,— поясняет Борис Богоутдинов. Эта опция, подчеркивает он, позволяет выезжать из сугробов и преодолевать разбитые дорожные покрытия.
Многие производители специально для российского рынка оснащают автомобили особенными зимними опциями, которые способны серьезно поднять комфорт в холодную погоду. «Степень готовности автомобиля к зимней эксплуатации во многом определяют так называемые зимние опции, еще их называют теплыми»,— замечает Александр Корнев, начальник управления по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг». Функциональный набор такого пакета, по его словам, может отличаться в зависимости от конкретной модели, но чаще всего в нем есть подогрев переднего и заднего стекол, а также наружных зеркал, подогрев передних сидений, руля и форсунок стеклоомывателя. Дополнительно к этому машины оснащаются автономными отопителями, предпусковыми подогревателями и редкими опциями вроде подогрева бачка омывающей жидкости.
В условиях низких температур особое значение приобретает эффективность системы отопления, сходятся во мнении эксперты. «Зимой важно учитывать, что дизельные двигатели прогреваются дольше бензиновых, что может создавать дополнительные неудобства в сильные морозы. Также следует обращать внимание на качество теплоизоляции салона и эффективность дверных уплотнителей, поскольку даже мощная система обогрева не справится с постоянной утечкой теплого воздуха»,— подчеркивает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг».
В последнее время автопроизводители стремятся выделиться на рынке очень оригинальными опциями для зимы. «Помимо ставших уже привычными систем подогрева сидений, руля и стекол, появляются инновационные разработки,— замечает Анастасия Байбароша.— Например, система очистки кузова от снега, реализованная в новой модели Nio ET9, использует гидравлическую подвеску SkyRide, позволяющую кузову раскачиваться и стряхивать снег». Особую актуальность, по ее словам, имеют обогреваемые форсунки омывателя лобового стекла и функция очистки фар ото льда и грязи, что особенно важно из-за короткого светового дня в России. Производители, по ее словам, также уделяют внимание таким деталям, как подогрев личинки замка и установка аккумуляторов повышенной емкости для надежного запуска в сильный мороз.
Зимние морозы способны не только стать причиной дискомфорта, но и нанести удар по надежности автомобиля. «Низкие зимние температуры, химические реагенты плохо действуют на лакокрасочное покрытие»,— предупреждает Борис Богоутдинов. На его взгляд, в этом смысле у японских автопроизводителей часто бывает преимущество перед европейцами: лакокрасочное покрытие лучше и толще, чем, скажем, у ведущих немецких автокомпаний.
Большим подспорьем для использования автомобиля зимой является наличие передовых систем помощи для водителя. «Современные технологии значительно облегчают зимнюю эксплуатацию автомобиля. Например, системы помощи при спуске и подъеме позволяют уверенно управлять машиной на скользких уклонах»,— говорит Александр Коротков, генеральный директор агрегатора по продаже автомобилей Likvi.com. Большим плюсом, по его мнению, является качественная шумоизоляция, защищающая от холодного ветра, и энергоемкая подвеска, которая гасит вибрации на снежных или ледяных дорогах. «Еще зимой эффективны адаптивные фары, которые автоматически регулируют направление света в зависимости от угла поворота руля, обеспечивая лучшую видимость при плохой погоде»,— отмечает Ирина Франк, управляющий директор компании Frank Auto. Камеры кругового обзора, по ее наблюдениям, помогают лучше ориентироваться на дороге и избегать препятствий при маневрировании. Еще, на ее взгляд, системы контроля давления в шинах (TPMS) помогают следить за состоянием покрышек, что особенно важно зимой. А в некоторых моделях реализованы специальные зимние режимы вождения, оптимизирующие работу двигателя и трансмиссии для зимних условий.