«Кровавый зуб»
Август в Карелии — самое прекрасное время, особенно, когда везёт с погодой и дни стоят тихие, тёплые и солнечные. В лесах в это время сезон черники и брусники, на болотах созревает морошка, а грибы можно собирать прямо по обочинам дорог.
В этом году с друзьями-биологами, моими однокурсниками, я приехала в Карелию в начале августа и в первый же день мы отправились в лес, ели чернику горстями, собирали подосиновики… На краю болота у нас из-под ног вспорхнули рябчики. И тут кто-то из нашей группы удивлённо спросил: «Это что, кровь?» Мы подошли ближе. Так я второй раз в жизни увидела удивительный и прекрасный гриб, о котором столько читала и который мечтала пофотографировать хорошим макрообъективом уже несколько лет. Следующие полтора часа я провела лёжа в сосновых иголках и лишайниках, ползая вокруг драгоценной находки, выбирая лучший ракурс и подбирая выдержку. Моя подруга, миколог, которой я сразу же отправила фотографии, попросила обязательно отметить точку, где был найден этот экземпляр, что я и сделала, внеся его в базу данных. Как биолог, и особенно как фотограф, я питаю слабость к грибам — среди них встречаются настолько причудливые формы, фактуры и цвета, что любой художник «позеленел» бы от зависти.
Грибы — удивительные создания! Они несут в себе признаки и растений, и животных, но при этом не являются ни теми ни другими. Неограниченный рост грибницы, наличие клеточных стенок, адсорбтивное питание и некоторые особенности биохимии роднят грибы с растениями, однако они, как и животные, запасают гликоген, а не крахмал, в основе клеточных стенок у них хитин, а не целлюлоза, конечным продуктом обмена является мочевина. Во второй половине прошлого века грибы были выделены в отдельное царство, но при этом микология, наука, изучающая грибы, традиционно считается частью ботаники. Вегетативное тело гриба, мицелий, состоит из переплетения тонких нитей, гифов, погружённых в субстрат. Но для размножения спорами необходимо вынести спороносящие органы наружу и приподнять их над поверхностью субстрата. Для этого и существуют плодовые тела — те самые, за которыми мы ходим в лес с лукошком.
Представители царства грибов чрезвычайно многочисленны и разнообразны, множество вопросов, связанных с происхождением и родственными связями между отдельными группами, ещё обсуждаются специалистами.