Яичное разнообразие
Интерес потребителя к нишевому яйцу увеличивается
Согласно данным Росстата, цены на куриные яйца в России по итогам прошлого года выросли более чем на 60 %. На этом фоне менее дешевая продукция других видов птицы — перепелки, цесарки, фазанов и так далее — стала для потребителя доступнее, что служит еще одним стимулом для роста спроса. Главный же фактор увеличения интереса к нишевым яйцам — тренд на здоровый образ жизни и питание.
Российское производство нишевого яйца (полученного от перепелок, уток, фазанов и прочей птицы) находится в балансе — спрос соответствует предложению, утверждает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Однако потребители все активнее интересуются данной продукцией, и в первую очередь рост спроса наблюдается в сегментах перепелиных и утиных яиц, считает директор по развитию компании «Рексофт» (многопрофильная технологическая группа, занимающаяся в том числе и консалтингом) Анастасия Вяликова. Эксперт объясняет такую тенденцию расширением категории людей, придерживающихся здорового питания и обращающих внимание на пользу тех или иных продуктов, а также стремлением к разнообразию потребительской корзины и открытию новых, экзотических продуктов.
По мнению гендиректора Росптицесоюза Галины Бобылевой, сейчас рынку нужнее базовые продукты питания, нежели нишевые, и яйцо не является исключением. При этом она признает, что перепелиное яйцо пользуется у потребителя неплохим спросом, хотя объемы его производства значительно меньше, чем куриного.
А вот владелец фермы «Страуслэнд» из Дмитровского района Московской области Алексей Вовненко на своем опыте знает: спрос на нишевое яйцо есть. «Яйцо у нас никогда не залеживается — ни утиное, ни страусиное, ни любое другое», — делится он. В этом году фермер даже увеличил поголовье всех видов птиц, кроме страусов, примерно на 25 %, так как количество покупателей и яйца, и мяса прибавилось. Помимо страусов, в хозяйстве выращивают цесарок, фазанов, уток, гусей, черных кур и кекликов (горные куропатки). Причем нишевое яйцо покупают даже люди не с самым высоким доходом. «Ко мне на ферму часто приезжают пенсионеры, с их слов, обычное куриное магазинное яйцо для них дороговато, а вот яйцо фазана, цесарки у меня они могут свободно купить попробовать», — рассказывает фермер.
Согласно данным Росстата, в 2023 году поголовье взрослой птицы в хозяйствах всех категорий составило почти 475,2 млн гол., из которых около 455 млн гол. пришлось на кур и петухов. Из такой статистики можно сделать вывод, что производство не куриной птицеводческой продукции — как мяса, так и яйца — занимает очень небольшой процент от общего объема продуктов птицеводства. Значительную часть нишевого яйца выпускают фермеры и индивидуальные предприниматели.
Второе после куриного
Большинство экспертов сходятся во мнении, что популярность перепелиного яйца растет, причем более стремительно, чем его предложение. «Сделать вывод, что потребности в перепелином яйце наши производители не закрывают, можно по тому факту, что мы завозим его из Беларуси — доля этой страны на нашем рынке составляет 10–15 %», — сообщает Давлеев. Интерес к данному продукту был всегда, но в целом спрос на него повышается пропорционально увеличению покупательной способности населения. «Перепелиное яйцо ассоциируется у потребителя со здоровым образом жизни, несмотря на то что ценность данного продукта примерно такая же, как у куриного, — знает эксперт. — Хотя некоторых микроэлементов в нем действительно больше, чем в курином, да и упаковка перепелиного яйца довольно удобна — она небольшая».
Это наиболее растущая категория среди других видов яйца. По оценке «Рексофт», в прошлом году продажи яиц перепелки увеличились примерно на 5 %, что отражает и мировую тенденцию. «Ожидается, что к 2030 году рынок данного товара вырастет практически в два раза», — отмечает Вяликова. Перепелиное яйцо находится на втором месте по доле на общем яичном рынке, занимая около 15 %, что эксперт связывает с их активным использованием в кулинарии, диетическими преимуществами относительно куриных яиц и гипоаллергенностью.
Перепелиное яйцо — высококачественный продукт, который рекомендуется и детям, и диабетикам, обращает внимание Бобылева. «Порой его даже называют лечебным», — подчеркивает она. Согласно данным Росптицесоюза, в России выращиванием перепелов на промышленной основе занимаются несколько компаний. Самая крупная из них — «Угличская птицефабрика» из Ярославской области. В 2022 году предприятие выпустило 215 млн яиц и 1,2 тыс. т мяса перепелки в живом весе. Перепелиное яйцо компания реализует как в скорлупе, так и в переработанном виде (вареные яйца в маринаде и в рассоле, сухой яичный меланж), а еще на птицефабрике из него вырабатывают майонез, знает эксперт. Также в топ-3 производителей входят «Шепиловская птицефабрика» из Московской области (34 млн шт.) и «ПерепелКиНы и Жоевъ» из Тульской (3 млн яиц и 73 т мяса перепелок в живом весе).
Небольшое количество перепелов выращивает подмосковная компания «Генофонд». На этом предприятии, как сообщается на его сайте, сосредоточены коллекционные стада кур, цесарок и перепелов разных пород. Еще один участник данного рынка — «Кубанская перепелка». Компания занимается выпуском инкубационного яйца перепелки, однако порядка 10 % общего производства реализуется как столовое конечному потребителю. «Это та продукция, которая по своим характеристикам не подходит для инкубации», — уточняет гендиректор предприятия Андрей Бирюков. Руководитель поясняет, что компания поставляет инкубационное яйцо перепелок-несушек, яично-мясных и мясных. И наибольшим спросом сейчас пользуются перепелки мясных пород. «Это более универсальная порода, чем яичные перепелки, а яйцо у них крупнее, чем то, которое обычно потребитель видит в магазинах», — поясняет он.
Менее популярные, но востребованные
Что касается других видов яиц — например, цесариного и индюшиного, — их производится гораздо меньше, отмечает Давлеев. «Индейка за свою жизнь несет не больше ста яиц, в то время как курица — порядка 300, — рассказывает он. — Индеек-несушек по большому счету не существует, как правило, у нее просто берут инкубационное яйцо, а с учетом того, что у нас в России промышленным предприятиям его не хватает, на столовые цели этот продукт не идет». Впрочем, отдельные фермеры все-таки продают данное яйцо, но себестоимость его очень высокая, знает эксперт. Чтобы представить — насколько, можно провести параллель с ценами куриного и индюшачьего инкубационного яйца, предлагает он. Так, если первое стоит в районе 24 руб./шт., то второе — в десять раз больше. Соответственно, на полках магазинов такие яйца будут стоить тоже достаточно дорого, резюмирует Давлеев.
В Национальной ассоциации производителей индейки, членами которой являются промышленные предприятия, подтверждают, что индустриальное индейководство занимается только мясным производством. Индюшиное яйцо выпускается для последующего инкубирования. В то же время эксперты Ростовского референтного центра Россельхознадзора отмечают, что яйца индейки сравнимы по составу с куриными и при этом обладают большей энергетической ценностью и количеством белка. В них содержится много питательных веществ. Калорийность продукта составляет 172 ккал на 100 г. Сильное влияние на состав яиц оказывает период, в который они появились. Снесенные летом полезнее благодаря свежей зелени в качестве корма.
Цесариные яйца более популярны, чем индюшиные, хотя предложение этого продукта в стране тоже ограничено, сообщает Давлеев. «В Подмосковье была ферма, которая выращивала эту птицу на мясо и поставляла яйца в “Азбуку Вкуса” и другие сети премиум-сегмента, — знает он. — К сожалению, экономически данный проект оказался неоправданным, был выставлен на продажу, после чего яйцо цесарки исчезло из некоторых магазинов Москвы». В целом же цесарка тоже не очень популярна в России, несмотря на то что она не сильно отличается от курицы и по содержанию, и по размеру, и по кормлению.