Асмус, Робак, Хотиненко и бандитская любовь — что показали на кинофестивале «Маяк»
С 5 по 10 октября в Геленджике прошел второй фестиваль российского актуального кино «Маяк». В конкурсе фестиваля показали 9 картин, 6 из которых — дебютные полные метры. Кинокритики Юлия Шампорова и Катя Загвоздкина отсмотрели всю программу фестиваля и рекомендуют фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть.
«Кончится лето», режиссеры Владимир Мункуев и Максим Арбугаев
Фильм выйдет в прокат 27 февраля 2025 года
Песня Виктора Цоя «Кончится лето», которая дала название картине якутских режиссеров и звучит на ее финальных титрах, стала, пожалуй, неформальным гимном всего фестиваля. А частная история о двух братьях, которые стремятся к лучшей жизни в забытом богом якутском поселке, но загоняют себя в тупик, очень остро перекликается с более масштабными событиями, перенося повествование на уровень античной трагедии.
Старший брат Кеша в исполнении Юры Борисова (актер здесь менее харизматичен и обаятелен, чем в фильме «Анора») выходит из тюрьмы по УДО и хочет вернуться к нормальной жизни. Младший Тима (Макар Хлебников) только закончил школу и мечтает поступить в институт. Их отец еле сводит концы с концами, но хочет для сыновей лучшей жизни и наставляет Тиму уезжать и больше никогда не возвращаться в их поселок, где большинство людей ведет беспросветное существование. Поначалу все идет хорошо, Кеша устраивается работать в золотодобывающую артель, Тима поступает в институт и ищет деньги на переезд и оплату учебы. Однако старший брат после несправедливого увольнения решается на преступление, которое влечет за собой ряд фатальных последствий. Мечты героев о нормальной жизни оборачиваются крахом, семья разрушается. Одно преступление и жажда нечестного обогащения ломают и корежат жизни молодых людей, которые только-только начали свой жизненный путь.
О том, чтобы снять эту историю, Максим Арбугаев задумался около пяти лет назад, когда вместе с сестрой Евгенией снимал документальную картину «Выход» о моржах, вошедшую в шорт-лист «Оскара» в 2023 году. Арбугаев также выступил оператором картины, а Владимир Мункуев написал сценарий. На все вопросы о том, насколько сложно снимать кино вдвоем, мужчины отвечают, что с друзьями снимать весело. Если для Арбугаева «Кончится лето» — дебют в игровом полном метре, то для Мункуева это уже третий фильм. На последнем «Кинотавре» предыдущая картина режиссера «Нуучча» об отношениях якутской семьи и таинственного русского каторжника в Якутии в конце XIX века получила приз за лучшую режиссуру, однако так и не вышла в прокат. Очевидно, что новая картина от номинанта на «Оскар» и призера «Кинотавра» и Международного фестиваля в Карловых Варах стала одним из самых ожидаемых фильмов конкурса «Маяка» и не обманула ожиданий зрителей: профессиональная аудитория фестиваля аплодировала этой картине дольше всего.
Очевидно вдохновлявшиеся творчеством Квентина Тарантино и братьев Коэнов, создатели фильма отказываются от свойственных этим режиссерам иронии и комизма (хотя кажется, что в жанре черной комедии эта история смотрелась бы более естественно) и переносят повествование в область высокой трагедии. Однако это не идет на пользу самой истории: на середине фильма сюжетные повороты и финал становятся довольно предсказуемыми, а значит, следить за приключениями героев менее интересно, да и подключиться к героям, которые, существуя в жанре реалистического кино, убивают людей направо и налево, не моргнув глазом и не испытывая при этом никаких моральных терзаний, очень сложно. Нереалистичность происходящего заставляет зрителя наблюдать за происходящим как за героями увлекательной игры-стрелялки, но не сопереживать им. Что не отменяет хорошего потенциала в прокате. Ближайший показ картины пройдет в рамках фестиваля «Послание к человеку» 25 октября. Прокат фильма запланирован на 2025 год.
Юлия Шампорова
«Агния», режиссер Павла Стратулат
Дата выхода фильма в прокат неизвестна
Дебютная картина Павлы Стратулат — выпускницы режиссерской мастерской Павла Лунгина и Ирины Волковой на ВКСР и сценарной мастерской Юрия Арабова во ВГИКе — завоевала сразу два приза фестиваля «Маяк»: за лучшую женскую роль Евгении Громовой и за лучший сценарий для самой Павлы, хотя эту историю вряд ли можно назвать цельной, так много в ней сюжетных непоследовательностей и недоговоренностей.
«Местная достопримечательность» потомственная печница Агния, которая просит называть себя исключительно «печником», диковата, странна, но при этом вызывает у всех, кто ее знает, чувство уважения. Агния живет с маленьким ребенком в аварийном доме, где зимой отключили отопление. Мальчик случайно выпадает из окна и попадает в больницу. Борис (Сергей Гилев), который стремится стать главой местной администрации, пытается замять эту историю и приглашает женщину выложить печь в его доме. С появлением Агнии в семье чиновника все члены семьи начинают меняться, а сама печница находит вполне нетривиальный способ улучшить свои жилищные условия.
Инициируя множество сюжетных линий в начале картины, Стратулат, которая является и сценаристом фильма, могла бы развернуть историю в направлении социальной драмы о богатых и бедных в России и постараться приблизиться к интонации Андрея Звягинцева либо работать в комедийном жанре, находя комическое там, где его представить сложно, как это делает Анна Пармас в своих работах. Проблема в том, что автор пытается совмещать и то, и другое, что приводит к провисаниям и длиннотам в истории, где комические моменты сочетаются с откровенно скучными, а логику повествования порой сложно отследить. Что не отменяет обаяния картины благодаря аскетичной игре Евгении Громовой и иронии Сергея Гилева, а также абсурдистскому юмору, очень свойственному нашей жизни.