Автоправо
Дорожная азбука
Кому разрешено седлать скутер и буксировать прицеп? Разбираемся в категориях и подкатегориях транспортных средств
Разница в конструкции, размерах и способе управления требует систематизации всех транспортных средств, колесящих по дорогам. Именно по этой причине в каждой стране есть система категорирования. Не является исключением и Россия, где весь транспорт подразделяется на 16 категорий и подкатегорий, в целом унифицированных с Конвенцией о дорожном движении 1968 года. Материя эта в целом не очень сложная и подробно расписана в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Однако некоторые неоднозначные нюансы все-таки имеются – о них мы и расскажем.
Наиболее распространенное заблуждение водителей таится в уверенности, что для управления скутером достаточно любых действующих прав. На самом деле это далеко не всегда так. Подвох в том, что скутеры бывают разные, и только самые маленькие из них подпадают под определение «мопед», для управления которым действительно достаточно наличия водительского удостоверения любой категории (подкатегории), включая категорию «М», специально придуманную для мопедов. Обратите внимание, что, согласно Правилам дорожного движения, мопед – это «двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 см3, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт». Часто водители интересуются лишь рабочим объемом двигателя и, получив ответ, что он составляет 49 «кубиков», садятся за руль в полной уверенности, что лежащее в кармане водительское удостоверение снимет все вопросы инспекторов ДПС. Однако не забывайте, что производители современных скутеров даже при таком крохотном объеме заявляют максимальную конструктивную скорость своей продукции заметно выше 50 км/ч. В этом случае двухколесная машинка автоматически переходит в подкатегорию «А1», для управления которой необходима соответствующая отметка в правах или удостоверение категории «А».
16 категорий — транспортных средств существует в нашей стране
Еще одна тонкость связана с допуском к управлению автопоездом. О том, что для буксирования тяжелых прицепов нужна категория «Е», знают все. Известно также, что если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, то открывать категорию «Е» нет необходимости. Это справедливо для всех категорий и подкатегорий, кроме «В», которая разрешает в ряде случаев буксировать прицеп массой от 750 кг и более. Чтобы вы не попались на уловки инспекторов, например, при буксировке тележки, груженной катером или квадроциклом, приведем дословное определение из закона. Итак, водительское удостоверение категории «В» распространяется в том числе на «автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов». Проще говоря, прицеп может весить и более 750 кг, но для того, чтобы не пришлось открывать категорию «Е», он, будучи максимально загруженным, не должен быть тяжелее снаряженного тягача. Еще одно обязательное условие – их суммарная разрешенная масса не должна быть больше 3,5 тонн. Арифметика здесь не сложная, а необходимые для расчетов цифры можно узнать, заглянув в свидетельство о регистрации.
Пожалуй, последнее, на что стоит обратить внимание, это то, что наличие в правах «взрослой» категория автоматически дает право на управление и транспортным средством соответствующей подкатегории. Например, водитель полноценного автобуса категории «D» может беспрепятственно садиться за руль автобуса малой вместимости (до 16 сидячих мест), относящегося к подкатегории «D1», даже несмотря на то, что в водительском удостоверении данная подкатегория может быть и не проставлена. Однако обратное правило не действует!
Категорический отказ
В отличие от некоторых стран, в России не действует принцип поглощения «младших» категорий «старшими». Например, в США водитель, имеющий право на управление коммерческим грузовиком, автоматически получает возможность садиться за руль любого транспортного средства. У нас же для управления транспортным средством каждой категории или подкатегории необходимо получать специальное право. Поэтому, какие бы категории ни были открыты в правах водителя и каким бы огромным ни был его опыт вождения, в случае отсутствия у него права управления транспортным средством той конкретной категории, за рулем которого его застали, он будет приравнен слугами закона к тому, кто никогда не имел никаких прав. Таких «профессионалов» обычно наказывают штрафом от 5 до 15 тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ. Не забывайте также, что судебное решение о лишении права управления распространяется на все категории и подкатегории. Более того, лишение права управления, например, автомобилем означает запрет садиться за руль трактора или самоходной машины, даже если на это у водителя есть специальный документ – удостоверение тракториста-машиниста.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl