Сделать посетителя немного исследователем
О тенденциях в современном музейном деле мы беседуем с нашим давним автором, заведующим отделом «Дом-музей А. П. Чехова» Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Эрнестом Дмитриевичем Орловым, кандидатом филологических наук, ученым секретарем Чеховской комиссии РАН.

«Знание – сила»: Эрнест Дмитриевич, два года назад после обновления экспозиции вы открыли музей Чехова – «домкомод», как Антон Павлович его называл. Появились новые возможности по-другому показать мемориальные вещи, документы чеховской семьи… Скажите, а каковы вообще тенденции развития музейного дела в мире, и в России? Какие направления актуальны? Что нового сейчас делают музеи или намерены сделать в ближайшее время?
Эрнест Орлов (смеется): Мы, люди, причастные к музейному делу, спорим сейчас о том, что вообще такое музей, каково его определение. Международный комитет музеев ICOM это обсуждает, и не все национальные комитеты согласны с теми предложениями, которые коллеги выдвигают.
Мне кажется, что музей как таковой становится более открытым. Это уже тенденция, которая, конечно, продолжается многие годы – более открытый совершенно разным посетителям. И я имею в виду не только детскую аудиторию или академическую. Сейчас появилось очень много практик, когда музей идет навстречу людям с инклюзией, в экспозициях учитываются возможности людей слепых, глухих или слабослышащих, имеющими какие-то ментальные расстройства.
Наш музей не исключение в этом отношении, потому что мы практически сразу после открытия два с небольшим года назад сделали не только путеводители на русском и китайском, но и видео-путеводители для глухих и слабослышащих: для подростков и для взрослых посетителей. И живые экскурсии тоже на русском жестовом языке у нас проводятся.
Очень важно, что сейчас появляется много исследовательских экспозиций в музеях, где раньше этого практически не было. Иногда из одного сюжета, из одной картины вырастает комплекс тем для обсуждения, разговора как со специалистами, так и с детьми и подростками, которых такой подход может заинтересовать. В Пермской художественной галерее, например, сейчас идет цикл моновыставок «От реставрации к интерпретации ». Это и возможность поговорить о ремесле реставраторов, и привлечь внимание к этой редкой профессии, но главное – раскрыть пусть даже одно полотно с исторической, собственнохудожественной точки зрения, поговорить о красках, свете, полутонах и историческом контексте создания той или иной картины.

«ЗС»: В новой экспозиции чеховского музея вы с художником визуализировали «комодный» принцип, так как Чехов называл этот дом на Садовом кольце «похожим на комод». Это тоже работает на расширение исследовательских возможностей посетителей?
Э. О.: Разумеется. Благодаря «комодам »-витринам возникает иллюзия прикосновения к подлинному предмету. Подчеркну, иллюзия. Хотя часто в ящиках наших витрин представлены действительно оригиналы.