Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

МонокльКультура

Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Ранний Лабас так формулировал новую задачу художника: быть максимально чутким к происходящему в стране и мире, сохранять живописность, но говорить на современном языке

Дарья Соловьева

Александр Лабас

Один из учителей Александра Лабаса, Петр Кончаловский, однажды сказал, глядя на работы еще юного художника: «Вы явно идете совсем другой дорогой, и для вас это правильно. У вас есть свой характер, свой колорит». Эти слова оказались пророческими. Формально Александр Лабас был связан с ОСТ — Обществом художников-станковистов, одним из важнейших объединений 1920-х годов. Но по духу — всегда один.

Сегодня его масштабная выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» проходит в музее «Новый Иерусалим», который давно работает с альтернативными версиями модернизма, теми, что остались в тени его двух условных глыб — авангарда и соцреализма. Лабас — абсолютно точно один из них. На выставке становится ясно: голос этого художника — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов, но всегда глубокий, искренний и внутренне цельный.

«Уральский металлургический завод» (1925)

В первом зале зрителя встречает совершенно нетипичная и, пожалуй, единственная в своем роде работа — «Уральский металлургический завод». Эта картина впервые была показана на выставке ОСТ в 1926 году, что вполне объясняет как ее тему, так и художественную манеру исполнения.

ОСТ был дерзким объединением, противопоставлявшим себя как леворадикальным течениям в авангарде 1920-х годов — вроде конструктивистов, отрицавших живопись как таковую, — так и зарождающемуся социалистическому реализму, с его тягой к «литературщине» и повествовательности, унаследованной от передвижников. Лабас и его товарищи по ВХУТЕМАСу формулировали новую задачу художника: быть максимально чутким к происходящему в стране и мире, сохранять живописность, но говорить на современном языке.

Индустриализация — одна из главных тем времени — не могла не волновать молодых художников. Однако важно подчеркнуть: остовцы не отказывались от живописи, напротив, они стремились вобрать в себя все лучшее из достижений французского и немецкого модернизма, а также опыта своих московских учителей (в первую очередь мастеров «Бубнового валета»), чтобы выработать собственный взгляд, собственный художественный язык.

И в этой работе Лабаса мы видим именно такую попытку. Лабас пишет по зову сердца. Несколько лет, проведенных на Урале, поразили художника, выросшего в Москве и Смоленске, масштабом и иной природой индустриального пространства. Это ощущение вошло в картину: сквозь пыль и взвесь в воздухе проступает монументальный цех, рабочие фигуры выстроены на разных планах — мы чувствуем физическую тяжесть, с которой совершаются движения.

Важно: это совсем иная тяжесть, чем, скажем, у Александра Дейнеки, соратника Лабаса по ОСТ. Лабас в своих воспоминаниях не раз подчеркивал, что каждый художник выражает свой ритм, собственное внутреннее движение. И в «Уральском металлургическом заводе» это особенно ощутимо. Люди здесь изображены с вниманием к индивидуальной позе, инерции, весу. В поздних работах Лабас будет стремиться к большей обобщенности и динамике масс, но здесь он почти скульптурно вглядывается в фигуру человека.

Эта картина и по тематике, и по степени живописной проработки стоит несколько особняком на выставке. Это не просто документ эпохи — это работа, в которой рождается особый голос Лабаса: голос поэта индустриального века.

«Городская площадь» (1926)

«Я вспоминаю, как писал картину “Городская площадь” в 1926 году. Она была завершением моих ранних поисков. Изображение Москвы — трамваи, машины, извозчики, колонна пионеров, вдали сквер, дома, Кремль. Я стремился передать жизнь современного города, его внутренний пульс, романтику и поэзию. Почувствовать хорошо знакомые мне и вместе с тем неразгаданные движение и скорость», — писал о картине Александр Лабас.

На выставке представлены не только сама «Городская площадь», но и ее ранняя предшественница — «Вечером в городе», написанная за четыре года до этого. Эти две работы можно рассматривать как программные для всего направления, в котором работал Лабас в 1920-е годы: поэтика городской динамики, стремление уловить не столько архитектуру или события, сколько ритм современного города, его живое, пульсирующее тело.

Для Лабаса, ровесника века, тема города не была отвлеченной. Он вырос в Москве, и на его глазах старый уклад рассыпался, уступая место новому. Он застал дилижансы и извозчиков, а затем — почти одновременно — становление городского транспорта: трамвай, автобус, грузовик, автомобили, первые такси. Все это было не только новым техническим явлением, но и новой визуальной средой, требовавшей нового языка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему долгосрочные сбережения «не летят» Почему долгосрочные сбережения «не летят»

Почему у людей нет интереса к программе долгосрочных сбережений и ИИС-3

Монокль
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Клан Сгарсгардов: что нужно знать об одной из самых известных актерских династий Клан Сгарсгардов: что нужно знать об одной из самых известных актерских династий

С чего, а вернее, с кого началась династия Сгарсгардов

Правила жизни
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы

Каков ключ к решению проблемы переедания и импульсивных перекусов?

ТехИнсайдер
Королева саксов: как Этельфледа Мерсийская завоевала независимость английских земель Королева саксов: как Этельфледа Мерсийская завоевала независимость английских земель

Как женщина в IX веке сумела стать единоличной правительницей королевства?

Forbes
Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ

Проверку на соответствие системе ценностей вино прошло в годы ВОВ

Forbes
Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи

Гонщик Формулы-1 — не просто водитель, он настоящий спортсмен

ТехИнсайдер
В европейском духе В европейском духе

Дом в стиле конструктивизма, построенный в 1931 г. таил сюрпризы…

Идеи Вашего Дома
Курс на адаптацию Курс на адаптацию

Как в России развивают адаптивный спорт для людей с особенностями здоровья

Ведомости
Время биться Время биться

Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

Автопилот
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Андрей Могучий Андрей Могучий

Режиссер главного спектакля десятилетия, Андрей Могучий

Собака.ru
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Открыть в приложении