Маленькие шаги к переменам

С чего началась история вашего проекта TimArt Toys?
Все началось в 2020 году с сотрудничества с благотворительным фондом. Тогда я создала игрушку – маленькую копию инвалидной коляски, которую вместе с настоящей коляской получали в подарок малыши от года до трех лет. Этот трогательный момент и стал отправной точкой для моего проекта.
Почему именно тема инклюзии привлекла ваше внимание?
Для меня инклюзия – это не просто работа с людьми с инвалидностью. Сегодня это гораздо более широкий и важный концепт, который касается уважения и принятия всех, независимо от их особенностей – будь то физические ограничения, культурные традиции или происхождение. В мире, полном разнообразия, уникальность каждого человека – это то, что обогащает общество.
Как вы оцениваете уровень инклюзии в России сегодня?
Вопрос инклюзии в нашей стране сложен и многогранен. Безусловно, прогресс есть, но этого недостаточно. Принимаются важные законы, создаются ресурсные центры, внедряется инклюзивное образование, тема обсуждается в СМИ. Однако многие города остаются труднодоступными для людей с инвалидностью. Даже в школах инклюзия порой остается формальной: не хватает специалистов, тьюторов, адаптированных программ, а также психологической поддержки для всех участников образовательного процесса – и для детей с инвалидностью, и для их одноклассников, и для учителей. Реализация инклюзивных программ зачастую зависит от энтузиазма и желания конкретных образовательных учреждений.
Еще одной важной проблемой остается низкий уровень трудоустройства людей с инвалидностью. И пожалуй, самый слабый аспект – большинство людей не готово к естественному взаимодействию. Люди с инвалидностью часто сталкиваются с гиперопекой, жалостью, страхом, непониманием, стигматизацией, а иногда просто становятся «невидимыми» в общественных пространствах.
Что можно сделать, чтобы окружающие изменили свое отношение к людям с ОВЗ?
Изменение отношения – это длительный процесс, требующий усилий на всех уровнях: от государственной политики до работы с обществом, включая образование и трудоустройство. Важный шаг – просвещение, особенно среди детей и молодежи. Именно здесь начинается основа изменения общества. На мой взгляд, нужно интегрировать темы инклюзии и уважения к различиям в книги, игрушки, программы детсадов и школ. Важно показывать людей с инвалидностью не как «особенных», а как обычных героев – друзей, ровесников, коллег. Это поможет формировать позитивные ассоциации с детства.