Поверив Гомеру…
Ну вот и стартовала наша парусная экспедиция по пути Одиссея. Яхта «Ойкумена» добралась до турецкого города Чанаккале, рядом с которым находится Троя. Действительно ли это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»? Ответить на этот вопрос — одна из целей экспедиции. Из-под стен Трои пишет капитан «Ойкумены», историк и журналист Арсений Веснин.

Дарданеллы
В пролив Дарданеллы, который древние греки называли Геллеспонтом, «Ойкумена» вошла около полудня. Дул попутный ветер, под полными парусами лодка бодро двигалась со скоростью 7,5 узла. Так быстро не могли ходить даже самые большие галеры бронзового века. Впрочем, через пару сотен метров наша скорость стала стремительно падать. Пришлось завести мотор. Оказалось, что встречное течение достигает четырёх узлов — это много.
Представить, как древние греки на вёслах двигались вперёд, сложно. Это были титанические усилия. Они должны были ждать подходящей погоды, грести целыми днями, вечером вытаскивать суда на сушу и падать без сил на пологий азиатский берег пролива. Нам мотор заменил гребцов, поэтому мы спокойно и безуспешно выглядывали Трою с воды. Её не видно. Но важнее даже другое: мы не увидели бухты, куда могли бы войти ахейские суда, не увидели берега, где мог бы быть разбит греческий лагерь. Первое впечатление лишь добавило вопросов: та ли это Троя, об этих ли местах пел Гомер?

География Трои
Лодку мы оставили в гавани Чанаккале, неподалёку от того места, где лорд Байрон вплавь пересёк пролив, повторяя мифический подвиг юного Леандра.
Следующие несколько дней экипаж «Ойкумены» провёл в самой Трое и её окрестностях — землях, наполненных мифами и историей. Стоит сразу оговориться: конечно, поэмы Гомера — литературные произведения, эпос. Не стоит воспринимать их буквально. Но лежат ли в основе «Илиады» и «Одиссеи» реальные исторические события — это главный вопрос, ответ на который стоит искать именно здесь.
Примерное местоположение Трои Гомер (или кто бы ни был автором «Илиады» и «Одиссеи») сообщает нам неоднократно: греки плывут на восток, пересекают Эгейское море, высаживаются на берегу Геллеспонта. Неподалёку от них — гора Ида, перед проливом — остров Тенедос, а дальше Имброс. Вокруг крепости текут реки Скамандр и Симоис. Эти географические описания довольно точно указывают на то, что Трою надо искать здесь — на северо-западе современной Турции, у входа в Дарданеллы. Вот только помимо Гиссарлыкского холма, внутри которого Шлиман нашёл Трою, других возвышенностей и древних поселений в округе довольно много. Так почему именно здесь?

В античном мифе юноша Леандр каждую ночь переплывал пролив Геллеспонт (ныне Дарданеллы), чтобы увидеть свою возлюбленную Геро, жрицу храма Афродиты в Сесте. Она освещала ему путь светом лампы. Но в одну бурную ночь огонь погас, и Леандр утонул. Утром его тело вынесло к ногам Геро — она, обезумев от горя, бросилась в море следом. Вдохновлённый этим мифом, в 1810 году лорд Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт и романтик, лично переплыл Геллеспонт от Абидоса до Сесты.
Сложная Троя
Неподготовленному посетителю будет трудно в Трое. Археологи выявили на одном месте уже 11 разных городов, каждый из которых построен на предыдущем. На первый взгляд памятник — груда камней, колонн, ступеней и пересекающихся стен. Но если приглядеться внимательнее, обратить внимание на особенности кладки, свериться со схемами, то можно разобраться.