Торговая наценка на отдельные продукты питания может доходить до 100–150 %

АгроинвесторБизнес

Сколько сети накидывают сверху

Торговая наценка на отдельные продукты питания может доходить до 100–150 %

Елена Максимова

Е. Разумный / «Ведомости»

Большинство продуктов питания реализовываются через розничную торговлю. При этом в Федеральную антимонопольную службу нередко поступают жалобы от производителей на слишком высокие наценки в ритейле, в том числе на продовольственные товары первой необходимости. В прошлом году ведомство выступило с инициативой о регулировании этого вопроса на законодательном уровне, однако по состоянию на начало лета 2022-го проект документа пока так и не появился.

В августе 2021 года в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить наценки, которые устанавливаются торговыми сетями на молочную продукцию, обратился Молочный союз России, получавший жалобы по данному вопросу от производителей из разных регионов — от Камчатки до Краснодарского края. По данным организации, наценки на молочную продукцию составляли от 50 до 150 %, чего нет ни в одной стране мира, отмечала тогда директор Союза Людмила Маницкая. «Именно на молокоемкие продукты идет большая накрутка. Молоко, кефир, ряженка — в меньшей степени, масло, сыр, сметана — здесь очень серьезные наценки», — цитировал ее тогда «Интерфакс». Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что ФАС приступила к подготовке законопроекта об ограничении наценок торговых сетей. При этом ритейлерам было предложено уменьшить торговые наценки добровольно, пока формируется документ.

В начале мая этого года в ФАС через Росптицесоюз с просьбой проверить ценообразование на данную продукцию обратились и производители яйца. Птицефабрики были недовольны низкими закупочными ценами, которые диктуют торговые сети: отпускные цены на яйцо, как отмечалось в письме, опустились до уровня себестоимости, хотя на полках магазинов не изменились. В частности, в апреле, несмотря на сезонный рост спроса на яйца перед пасхальными праздниками, отпускные цены для ряда компаний не превышали 40–45 руб. за десяток. В ритейле же стоимость яиц не менялась, а наценка на них была на уровне 40 %.

Согласно информации главы Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина, в сетевой рознице ЦФО в середине мая яйца категории С0 стоили от 90 руб. до 140 руб./10 шт. По его мнению, предложение продукции от разных производителей по разной цене дает возможность покупателям выбирать тот продукт, который им нравится и по карману. «В ритейле в большинстве муниципалитетов страны высокая конкуренция, а значит, наценка на товары, особенно социально значимые, регулируется рынком и потребительским спросом, — обращает внимание эксперт. — За последние несколько лет около 40 % региональных сетей просто ушли с рынка — их было более тысячи, а осталось 600».

Е. Разумный / «Ведомости»

Главное — не переоценить

На продукты, не относящиеся к товарам повседневного спроса, особенно длительного срока хранения, наценки могут быть еще больше, чем на те же яйца или молочную продукцию, подчеркивает Юшин. Например, на карбонад и сырокопченую колбасу, по оценке НМА, она может составлять до 100 %, на пельмени — до 85 %. Но на рынке или в несетевых магазинах накрутка может быть еще выше, чем у ритейлеров, даже на базовые товары — в этих точках продаж на те же яйца она тоже порой доходит до 100 %.

Такие высокие наценки могут серьезно навредить производителям продукции, относящейся к категории «фреш», в том числе тепличных овощей, считает независимый эксперт отрасли. «В конце мая оптовая цена огурцов составляла 30 руб./кг, а на полке их продавали за 120 руб./кг», — знает он. Это существенно ограничивает спрос, ведь люди в большинстве своем не готовы покупать продукцию за такие деньги. В итоге товар залеживается на полках. При этом предприятия продолжают собирать огурцы — в конце мая они появляются не только в зимних теплицах, но и в парниках. Оптовая цена снижается, а розничная держится на высоком уровне. И эта проблема становится системной, утверждает спикер.

Розничная сеть «Магнит» устанавливает минимальные наценки, а иногда социально значимые товары продает по цене ниже закупочной, утверждает представитель пресс-службы ритейлера. «Этот ассортимент должен быть доступен покупателю с любым уровнем дохода», — поясняет он. Начиная с пандемийного 2020 года «Магнит» не раз вводил нулевые наценки на отдельные позиции товаров из базового ассортимента российского потребителя. В начале марта сеть добровольно ограничила накрутку цен на 304 товарные позиций в 27 категориях, входящих в базовую продовольственную корзину покупателя. В отношении таких категорий, как свекла, морковь, капуста, картофель, лук, молоко, творог, кефир, масло сливочное, сахар и хлеб, торговая наценка составляет не более 5 %, ограничение действует во всех 67 регионах присутствия компании.

На полках сети представлена продукция разных ценовых сегментов. И на товары из категории «средний плюс» и «премиум» наценка, естественно, выше, но доля продаж таких товаров существенно меньше, чем социально значимых, добавляет представитель «Магнита». В любом случае, по его словам, торговая наценка не дает ритейлеру сверхприбыли, она устанавливается на уровне, необходимом для покрытия расходов на логистику, аренду помещений, информационные технологии, обеспечение достойных условий работы персонала, открытие новых магазинов, обновление действующих точек. Доходность же ритейлеров по чистой прибыли составляет всего 2–3 %.

Все сети разделяют свой ассортимент на две большие группы, комментирует партнер консалтинговой компании Strategy Partners Анна Федорова. Первая — товары KVI (key value indicators) — те, которые покупают регулярно, о цене на них люди имеют представление и на этом основании формируют свою оценку, насколько дорогая та или иная торговая сеть. Ко второй группе относятся прочие продукты, которые традиционно называются back basket (остальная корзина). «Наценка на товары KVI минимальна, иногда такая продукция даже реализуется по цене ниже закупочной, товары же группы back basket — это то, на чем розничные сети зарабатывают, поэтому наценка здесь может быть от 15 % на среднепопулярный бренд сока до 200 % на что-то покупаемое крайне редко, например дорогие экзотические фрукты», — уточняет эксперт.

Сезонный фактор

«Уфагормолзавод» из Башкортостана работает со всеми торговыми сетями в регионе. Ценовая политика разных магазинов может существенно отличаться друг от друга, особенно в области установки цен на промотовары, рассказывает исполнительный директор компании Сергей Штукатуров. По информации директора «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) Александра Сухинина, в мае наценка в сетях на питьевое молоко, производимое предприятием, составляла 20 %, на творог, сметану и другую продукцию — 30–40 %. Однако он подтверждает, что ранее торговая наценка в молочной категории доходила до 100 %. «В прошлом году, зимой, например, молоко, которое мы отпускаем по цене 48 руб. за упаковку, в сети продавалось по 99 руб.», — вспоминает руководитель.

А вот производители яиц — «Волжанин» (Ярославская область) и «Птицефабрика “Синявинская”» (Ленинградская область) — не отмечают сверхвысоких наценок на свою продукцию. «Волжанин» работает и с федеральными, и с региональными торговыми сетями, рассказывает коммерческий директор компании Андрей Филимонов. По его словам, в яйце есть три категории, каждая из которых в плане торговой наценки живет своей жизнью. К первой относится брендированная продукция, и это верхний ценовой сегмент. Цена здесь в течение года фактически не меняется, а наценка ритейлеров, как правило, составляет 35 %. Есть собственные торговые марки (СТМ) — это средний ценовой уровень, по этой категории сети работают с определенными поставщиками. Волатильность торговой наценки и отпускных цен здесь выше, чем у брендированного яйца, и может колебаться в пределах 15–20 % в течение года, сообщает Филимонов. Еще один сегмент — СТМ нижнего ценового уровня или марки самих поставщиков в категории «эконом». Он самый массовый по объему продаж, при этом отпускные цены на продукцию данной категории определяются в ходе торгов и зависят от баланса спроса и предложения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экология темного неба Экология темного неба

Мы рискуем вовсе забыть, как выглядит чистое ночное небо

Популярная механика
Евгений Ткачук. Мой путь Евгений Ткачук. Мой путь

Есть ощущение, что путь мой возник еще до моего рождения

Коллекция. Караван историй
Зимний пейзаж после боя Зимний пейзаж после боя

Весной 1938 года между СССР и Финляндией начались тайные переговоры

Дилетант
Date rape drug: зачем женщинам подсыпают снотворное на свиданиях и вечеринках Date rape drug: зачем женщинам подсыпают снотворное на свиданиях и вечеринках

Как не стать жертвой изнасилования на свиданиях и вечеринках?

Forbes
Машинное обучение и технология AR в ритейле: миф или реальность Машинное обучение и технология AR в ритейле: миф или реальность

Работа магазина – это большой механизм, в котором есть место новым технологиям

ТехИнсайдер
Планетологи нашли в древней истории Марса взрывное извержение кислой магмы Планетологи нашли в древней истории Марса взрывное извержение кислой магмы

Ученые промоделировали образование комплекса минералов, найденного марсоходом

N+1
Гастро-, бронхо-, колоно-: что нужно знать о процедурах, которые помогают обнаружить рак Гастро-, бронхо-, колоно-: что нужно знать о процедурах, которые помогают обнаружить рак

Когда необходима эндоскопическая диагностика при подозрении на рак?

Psychologies
«Серый человек»: самый дорогой фильм в истории Netflix оказался «Форсажем» «Серый человек»: самый дорогой фильм в истории Netflix оказался «Форсажем»

Почему «Серый человек» получился таким банальным?

Forbes
«Попкорновое легкое», которое убивает: какая опасность грозит любителям вейпов и других электронных сигарет «Попкорновое легкое», которое убивает: какая опасность грозит любителям вейпов и других электронных сигарет

Электронные сигареты — небезопасная альтернативу «классическому» курению

VOICE
Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия» Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия»

До руководителя в «Dr. Живаго» я прошла долгий путь от хостес до администратора

Bones
«Пока ты занят работой свидетеля — ты не турист» «Пока ты занят работой свидетеля — ты не турист»

Ренато Боррайо Серрано — о политическом театре и колониальном взгляде в кино

Weekend
Специалисты по айсбергам: кто управляет рисками в IT и сколько за это платят Специалисты по айсбергам: кто управляет рисками в IT и сколько за это платят

IT-рисковик — что за специалист?

ТехИнсайдер
Я держу себя за руку: 13 способов выбирать себя прямо сейчас Я держу себя за руку: 13 способов выбирать себя прямо сейчас

13 шагов, благодаря которым вы быстрее придете к себе

Psychologies
Неудача — это узел на побеге бамбука: чему нас учит японская философия ваби-саби Неудача — это узел на побеге бамбука: чему нас учит японская философия ваби-саби

Как японцы учат нас находить связи между ходом жизни и природными явлениями

Forbes
Семен Франк: крушение революционных кумиров и поиск духовной истины Семен Франк: крушение революционных кумиров и поиск духовной истины

Семен Франк сумел описать кризис духовно-нравственного сознания

Эксперт
На Крите нашли 4000-летние случаи инфицирования чумной палочкой и сальмонеллой На Крите нашли 4000-летние случаи инфицирования чумной палочкой и сальмонеллой

Палеогенетики обнаружили древние патогены чумной палочки у четырех индивидов

N+1
«Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе «Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе

Фотограф Сергей Борисов — об андеграунде и чутье на тренды

Forbes
«Наконец моя внешность догнала мой внутренний возраст» «Наконец моя внешность догнала мой внутренний возраст»

Нино Нинидзе уже давно не пытается никому ничего доказать

OK!
Мужской характер Мужской характер

В наполненном интересными деталями интерьере ощущается умеренная брутальность

Идеи Вашего Дома
5 опасных мифов о сексе: а ты веришь в какой-то из них? 5 опасных мифов о сексе: а ты веришь в какой-то из них?

Стереотипы о сексе, от которых стоит отказаться как можно скорее

VOICE
Три вида тираннозавров снова объединили в один Три вида тираннозавров снова объединили в один

Изменчивость тираннозавра оказалась в пределах нормы

N+1
Запах паразитического грибка заставил самцов мух спариваться с мертвыми самками Запах паразитического грибка заставил самцов мух спариваться с мертвыми самками

Грибок Entomophthora muscae заражает самцов комнатных мух

N+1
Признаки овуляции: как рассчитать и распознать симптомы Признаки овуляции: как рассчитать и распознать симптомы

Как узнать, что овуляция наступила

VOICE
До города далеко? До города далеко?

Эмин Агаларов – о секрете долгоиграющих ресторанов

Robb Report
Взрослые проблемы бывших детей: 3 сезон популярного сериала «Трудные подростки» Взрослые проблемы бывших детей: 3 сезон популярного сериала «Трудные подростки»

Что произошло в 3 сезоне «Трудных подростков», и когда ждать продолжение сериала

VOICE
Летние коктейли для жарких дней, вечерних прогулок и борьбы с похмельем Летние коктейли для жарких дней, вечерних прогулок и борьбы с похмельем

Московские бармены делятся рецептами летних коктейлей, которые спасут от жары

СНОБ
История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

Особняк купцов Брусницыных — таинственный дом с зеркалом Дракулы в Петербурге

Культура.РФ
Роды в присутствии трехлетнего сына: почему история Регины Тодоренко вызвала яростные споры Роды в присутствии трехлетнего сына: почему история Регины Тодоренко вызвала яростные споры

Стоит ли посвящать в таинство рождения трехлетнего ребенка?

Psychologies
Не ешь — козленочком станешь Не ешь — козленочком станешь

7 самых опасных ягод в лесу

Лиза
Атом исцеляющий Атом исцеляющий

Генеральный директор АО «Русатом Хэлскеа» — о ядерной медицине

Эксперт
Открыть в приложении