«Книжка занимательная, но»: как современники Пушкина относились к писательницам
Мы со школы знаем имена писателей XIX века, вошедших в канон русской литературы, но среди них — ни одной женщины. Между тем, с конца XVIII века немало женщин занимались литературной деятельностью, несмотря на невозможность получить серьезное образование, загруженность бытом и скепсис критиков. С разрешения издательства «Новое литературное обозрение» публикуем главу из книги Марии Нестеренко «Розы без шипов»
В начале XIX века среди русских литераторов и критиков разворачивается дискуссия о месте женщин-писательниц. Одни настроены благожелательно. Другие считают, что женщины не способны не то что писать, а даже вдумчиво читать литературные произведения. Третьи призывают проявить снисхождение: ведь у некоторых женщин (даже дворянского сословия) нет элементарного образования. О том, как писательницы и поэтессы пытались завоевать свое место в русской литературе, в книге «Розы без шипов. Женщины в литературном процессе России начала XIX века» пишет Мария Нестеренко — филолог, докторант Тартуского университета, специалистка по творчеству забытых писательниц XIX – начала XX века.
Исследователи неоднократно отмечали, что в этот период (на рубеже XVIII–XIX вв., — Forbes Woman) «язык женщины привлекал к себе самое пристальное внимание при обсуждении судеб русского литературного языка». В то же самое время шло переосмысление статуса писателя как такового. В первой трети XIX века литератор стал объектом особенного интереса ― в связи с переменами внутри литературы и вне ее. Авторство постепенно приобретало статус профессии, менялся его общественный вес, расширялись границы литературного поля. Авторский цех становился более разнообразным по составу, а читательская аудитория дифференцировалась. Это требовало учета интересов приобщенных к культуре групп, из которых выходили и новые авторы (так, в 1820–1830-е годы появился ряд поэтов-самоучек ― преимущественно из крестьян и мещан). Как отмечал А.И.Рейтблат, в первой трети XIX века «меняется и роль литератора. В конце XVIII — начале XIX в. в дворянской среде (а именно из этой среды вышло подавляющее большинство литераторов того времени) доминировала установка на литературное творчество как на развлечение в часы отдыха, а не труд, за который можно получить денежную компенсацию. Но у разночинных литераторов уже в конце XVIII в. формируется иное отношение к литературному труду, среди них появляются авторы (переводчики и создатели низовой прозы), для которых продажа литературных произведений становится основным источником средств к жизни».
Все эти изменения обусловили бурное развитие литературной периодики. Ее издатели, заинтересованные в национальном культурном строительстве, зачастую старались предложить свой сценарий участия женщин в нем. Тем не менее, хотя Карамзин обосновал особую роль женщины в культуре (о чем речь пойдет в первой главе), писательницы еще долго воспринимались как исключение, а их сочинения критики разбирали особо.
Первые опыты концептуализации и историографии женской литературы
Н. И. Новиков, предпринимая первый «Опыт исторического российского словаря о российских писателях» (1772), включил в него и ряд русских писательниц, не выделяя их в отдельную категорию. Всего в словаре названо восемь женщин-литераторов: Е.Р.Дашкова, М.В.Зубова, Е.А.Княжнина, А.Ф.Ржевская, Н.И.Титова, Е.В.Хераскова, М.В.Храповицкая, Е.С.Урусова — и непоименованная императрица, с которой, по мнению исследовательницы, «Новиков ведет своего рода беседу и которая является едва ли не главным адресатом этого словаря — Екатерина II». Как было отмечено выше, статус писательниц не оговаривался особо автором словаря, видимо, именно потому, что присутствие женщин в литературе пока еще не было проблематизировано.