Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – силаКультура

«Все, что было его, – нынче ваше»

Станислав Свиридов

На фотографии автограф стихотворения Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…»

Сегодня, в год столетия Булата Окуджавы, его стихи входят в школьную программу, стоит памятник на старом Арбате, именем Окуджавы названы улица, самолет и астероид. А еще 30 лет назад приходилось доказывать, что стихи Булата Шалвовича – достойная тема для литературоведа. Гитарист, песенник? – ну это же эстрада, «самодеятельное» творчество! В брежневские времена бардам не полагался пропуск в большую литературу. Поэтому первые попытки осмыслить феномен Окуджавы были сделаны в зарубежной критике. Авторы «Нового русского слова», «Нового журнала», «Граней» внимательно следили за культурной жизнью СССР и, конечно, заметили неформальную славу неофициального поэта. Правда, в его популярности они видели явление скорее общественное, чем художественное. А если художественное, то «низкое», оправдываемое только тем, что исходит оно из гущи народной. Ох уж эта гитара! И «тут» и «там» она – «подозрительный инструмент». Проницательный рецензент Роман Гуль свидетельствовал в 1965 году: то, что Окуджава поет свои стихи под гитару, а не «бряцает на лире», воспринимается эстетами как вульгарность.

Это на Западе! А в Советском Союзе претензии к Окуджаве были более серьезными. Поэт слишком явно и успешно игнорировал канонические правила, созданные советской номенклатурой, тем самым доказывая их несостоятельность, а магнитофонные «тиражи» его стихов расходились без позволения Главлита. Критика замечала Окуджаву (и то больше как прозаика), но критика – область мнений и дискуссий. Другое дело – наука! В СССР она стояла на страже «правильной» картины мира, сам факт исследовательского внимания как бы увенчивал автора и официально вводил его в святилище литературы. Назвать Окуджаву поэтом значило бы узаконить вольную словесность. Известный литературовед, профессор МГУ Сергей Кормилов вспоминал, как в 1983 году ему удалось опубликовать в научно-популярном (не собственно научном!) журнале «Русская речь» первую литературоведческую статью о другом барде, Владимире Высоцком, ценой многочисленных компромиссов, оговорок и умолчаний, – со второй попытки. Хотя в том же году статья литературоведа З. Паперного об Окуджаве была опубликована в журнале «Вопросы литературы», эта первая ласточка не сделала бардам весны. По-прежнему удавалось только исподволь вводить произведения Окуджавы в сферу литературоведения, рассматривая его наряду с другими авторами, выбирая его легально опубликованные стихи в качестве примеров и иллюстраций, как это делали Михаил Гаспаров и Виктор Григорьев.

Тем временем уже в середине 1970‑х в печати русского зарубежья об Окуджаве говорили вполне серьезно, особенно после выхода в Париже четырехтомного собрания «Песни русских бардов» со звуковым приложением. Оксфордский славист, профессор Джеральд Смит в англоязычной рецензии на это издание называет Окуджаву «крупнейшим лирическим поэтом». Дж. Смит, вероятно, и был автором первых научных, а не критических исследований поэтического творчества Окуджавы.

Разумеется, с началом перестройки в СССР цензурное «сдерживание» полуофициального поэта прекратилось, и наше литературоведение «открыло» Окуджаву как неизученного большого поэта. В годы возвращения имен, «отмененных» советской цензурой, свое слово об Окуджаве сказали такие классики отечественной науки, как Георгий Кнабе, Юрий Карякин, Сигурд Шмидт, Галина Белая. Главным результатом этого «первого подхода» стала, как выражаются ученые, легитимация темы – безоговорочное признание Окуджавы литератором, поэтом, равным среди равных в своей эпохе и в русской литературе.

Надо сказать, что мешал этому не только академический снобизм, но косвенно и… сам Окуджава. Его слово сдержанно, неярко, его герой – деликатный до застенчивости; он вдруг извиняется непонятно перед кем и за что («…потому что тот король был один, уж извините»), чувствует себя малым («московский муравей») и в трепете склоняется перед величием мира, Надежды, Любви (или «любови» – так чаще звучит у Окуджавы). Писал о воздушном шарике, кузнечиках, сверчках и называл свои стихи «песенками». Не случайно так прочно слились с его творчеством иллюстрации Г. Ваншенкиной, стилизованные под детский рисунок. Окуджава не создал себе «Памятника», он умалял себя, а поскольку истинный художник всегда убедителен, – ему поверили, забыв, что «я» в лирике – всегда вымысел, сотворенный образ, а не автопортрет и не исповедь.

Академическое недоверие к авторской песне когда-то сфокусировалось в недолговечной, но популярной теории, определяющей поэзию бардов как «фольклор интеллигенции». Эта концепция грешила заметным противоречием: фольклор не бывает «авторским», это творчество народа. Но ярлык прижился, ведь он так удачно легитимировал снобизм традиционалистов и ставил этих самоуверенных певцов, «байдарочников» (по выражению одного поэта), на место. На заурядное место вне литературы. Но, Богомолов, «входя в общение с произведением искусства, человек открывает для себя новый мир, рожденный автором. Входя в общение с произведением фольклорным, он приобщается миру уже известному, который надо не открывать, а повторять». Поэзия Окуджавы – это, конечно, открытие мира невиданного, а не повторение общих мест. В 1998 году критик и теоретик литературы Владимир И. Новиков сформулировал новое, актуальное до сих пор представление о поэтах-бардах: авторская песня – полноправное явление русской литературы, а центральное место в нем занимают Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич.

Сегодня окуджавоведение стало привычной областью науки о литературе и никого не удивляет и тем более не возмущает. Защищено 18 диссертаций об арбатском певце. На запрос «Окуджава» главная научная электронная библиотека России «Elibrary» отвечает списком из более чем 500 публикаций, еще столько же, предположу, можно найти за ее пределами. Окуджава занял прочное место и в литературе, и в науке о ней.

Но место писателя в науке – это, конечно, не только количество книг и статей о нем. Это, прежде всего, наличие ряда посвященных ему проектов и «институций» (учреждений) ученого и литературного сообщества, как-то: мемориальный музей, собрание сочинений, продолжающееся научное издание (например журнал, ежегодник, альманах), качественное жизнеописание, научные конференции. Все это сегодня есть и в активе окуджавоведения, и в списке его проблем и перспектив.

Начнем с научной печати. В конце 1990‑х годов из россыпи «малых» научных публикаций об Окуджаве (статей в научных, научно-популярных и «толстых» журналах, вузовских сборниках, в материалах конференций и проч.) стали вырастать первые издания, полностью посвященные арбатскому певцу. Это тематические и авторские сборники статей. Например, изданные в Магадане две книги Романа Чайковского (1999, 2006) или столичная книжка «Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии» (2002). Разделы, посвященные Окуджаве, появляются в сборниках материалов об авторской песне, таких как книга Владислава Зайцева об Окуджаве, Высоцком и Галиче (2003).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Угроза от соли, раннее изучение иностранного языка и электрические самолеты

Наука и жизнь
От ларьков поворот! От ларьков поворот!

Почему сотрудникам ГУЛАГа было строго запрещено пользоваться лагерными ларьками?

Дилетант
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя 10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя

Цитаты Алеси Кафельниковой — символа российского гламура нового поколения

Psychologies
Феноменальное открытие: как атомные часы с квантовой запутанностью изменили развитие науки в мире Феноменальное открытие: как атомные часы с квантовой запутанностью изменили развитие науки в мире

JILA создал часы, используя квантовую зависимость

Inc.
«Пища для ума»: 10 продуктов, необходимых для здоровья мозга «Пища для ума»: 10 продуктов, необходимых для здоровья мозга

Продукты, которые помогут улучшить память и работу мозга в целом

ТехИнсайдер
Спасите наши души: как появился международный сигнал бедствия SOS Спасите наши души: как появился международный сигнал бедствия SOS

SOS: почему было выбрано такое сочетание букв и как оно стало международным?

ТехИнсайдер
Артериальную гипертензию у подростков связали с инфарктами и инсультами во взрослом возрасте Артериальную гипертензию у подростков связали с инфарктами и инсультами во взрослом возрасте

У подростков с артериальной гипертензией высок риск инфарктов во взрослой жизни

N+1
Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать

Глава из книги «Возраст: Инструкция по применению»

Forbes
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Выпрямленный ум… Выпрямленный ум…

Михаил Сперанский — лицо бесплодной надежды России на либеральный путь развития

Дилетант
«Я люблю свою работу» «Я люблю свою работу»

Факторы корпоративного благополучия в НКО и гипотезы о роли оценки

Позитивные изменения
Как защитить от дождя натуральную велосумку: простой лайфхак от туристов 19 века Как защитить от дождя натуральную велосумку: простой лайфхак от туристов 19 века

Как справиться с тем, что натуральные ткани промокают и боятся плесени

ТехИнсайдер
«Для русских интеллектуалов народ — это всегда „они“» «Для русских интеллектуалов народ — это всегда „они“»

Андрей Зорин о судьбе понятия «народ» в русской культуре

Weekend
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Эмоциональный шантаж: что это и как понять, что вы с ним столкнулись Эмоциональный шантаж: что это и как понять, что вы с ним столкнулись

Выслушивали ли вы когда-нибудь просьбу или требования против своего желания?

Psychologies
Цена прохлады: как выбрать кондиционер для дома Цена прохлады: как выбрать кондиционер для дома

На что обратить внимание при выборе кондиционера?

CHIP
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Преступления, которые вам предстоит раскрыть: 5 увлекательных книжных новинок в жанре детектив Преступления, которые вам предстоит раскрыть: 5 увлекательных книжных новинок в жанре детектив

В этой подборке — пять горячих детективов в разных жанрах

ТехИнсайдер
Королева глянца, Мэри Поппинс, бесстрашная наемница: экранная эволюция Эмили Блант Королева глянца, Мэри Поппинс, бесстрашная наемница: экранная эволюция Эмили Блант

Экранная эволюция Эмили Блант, прошедшей долгий мультижанровый путь

Правила жизни
Ландшафтная терапия. Горы, лес, море – что подойдет именно тебе для отдыха Ландшафтная терапия. Горы, лес, море – что подойдет именно тебе для отдыха

Чтобы получить от отпуска только пользу, важно правильно расставить приоритеты

Лиза
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса? Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса?

«Виды доброты»: отрубленные пальцы, порнография, танцующие собаки, бассейны слез

Правила жизни
Спускался к «Титанику», подлодке «Курск» и на дно Северного Ледовитого океана. Интервью с подводником и Героем России Евгением Черняевым Спускался к «Титанику», подлодке «Курск» и на дно Северного Ледовитого океана. Интервью с подводником и Героем России Евгением Черняевым

Евгений Черняев рассказал, что увидел во время погружения к подлодке «Курск»

СНОБ
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Восход и закат Великой Восход и закат Великой

«Золотой век» дворянства, крепостной гнет и реформы царствования Екатерины II

Знание – сила
Пятый, индустриальный Пятый, индустриальный

Кадровые перестановки в правительстве и Администрации президента

Монокль
Гаджетомания: как проектируют внешний вид современных устройств Гаджетомания: как проектируют внешний вид современных устройств

Как выглядели первые телефоны, почему дизайн влияет на психологию потребителя?

Правила жизни
Открыть в приложении