Коллекция. Караван историйРепортаж
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»
«Когда настало время снимать меня, почувствовала, что страшно истощилась. Понятно, работали уже три часа. Влад понял, что я устала. Камера, мотор! И он на меня так зыркнул, что слезы потекли ручьем. У нас вообще сложились какие-то трогательные отношения. Он обращался со мной как с младшей сестренкой, нежно. Когда у него было плохое настроение, никому не разрешалось к нему подходить, а мне было можно».
— Екатерина Николаевна, вы снялись в 75 фильмах. Как выбираете свои проекты? Что должно быть в картине, чтобы вы согласились сниматься?
— Начнем с того, что я совсем не чувствую себя Екатериной Николаевной. Мне кажется, обращение по имени и отчеству больше подходит врачам, учителям, но никак не актрисе, тем более такой хулиганке, как мне. (Смеется.)
А что по поводу выбора, то могу сказать, что это проекты выбирают меня, а не я их. Конечно, в первую очередь я обращаю внимание на хорошие сценарии, талантливую группу. Но часто бывает, что соглашаюсь сниматься в картине просто потому, что мне нравится роль, нравится характер героини. Тогда и все остальное складывается неожиданно приятно, как по волшебству: и классные партнеры, и талантливый режиссер, и прекраснейший сценарий, и удивительная атмосфера на площадке. Получается конфетка!
— Я под большим впечатлением от вашей работы в сериале «Прелесть». Хороша и история в жанре нуар, и вы в роли матери героя, и ваши партнеры Олег Меньшиков в роли злодея, Филипп Янковский, Федор Федотов. Когда посоветовала посмотреть сериал одной моей знакомой из мира киноиндустрии и высказала восторги в ваш адрес, первое, о чем та спросила: «Наверное, и Лагашкин там тоже снимался?»
— Удивительно! Просто часто, когда я чувствую, что ко мне подбирается «звездочка», читаю отзывы на сайте «Кино-театр.ру». Там тоже некоторые пишут: она снимается в фильмах, где есть ее муж Максим Лагашкин. Самое смешное, что в большинство проектов меня утвердили первой. Не знаю, почему так среагировала ваша знакомая, видимо, она тоже думает, что меня тащит муж.
Мне это странно, потому что сегодня все решают пробы, уже давно никто никого не тащит, потому что надо продавать картину зрителям. Мало того, мой муж вообще никогда меня не тащил. Когда он снимал как продюсер те или иные большие проекты, я всегда честно проходила в них пробы. И мне просто оскорбительно слышать такое, особенно от людей, работающих в кино. Они же знают, как сегодня все происходит, они же видят меня на экране и, наверное, что-то понимают. Это какая-то чушь, честно, это супернепрофессионально! Я понимаю, когда такое пишут простые зрители, но когда подобное мнение высказывают коллеги... Я давно не стремлюсь давать интервью, видимо, потому что очень часто натыкаюсь на журналистскую незрелость, недоумеваю: зачем я буду тратить свое время? Ладно, проехали!
— Уверяю вас, я нашла слова, чтобы донести до своей собеседницы, насколько высок сегодня ваш актерский класс.
— Не стоило этого делать, я давно знаю себе цену. Можно открыть Википедию и посмотреть на мою фильмографию. Например, в «Жуки» меня утвердили самой первой, мальчишек еще только начали искать. В «Отчаянные дольщики» сначала утвердили меня и только потом Максима. Нас очень любят снимать вместе, потому что это уже своеобразный бренд. Сейчас опять вышла картина, где мы сыграли вместе, и будет еще много проектов, где мы работаем вдвоем.
— Справедливости ради, Лагашкин тоже, мягко выражаясь, не самый плохой актер.
— Он прекрасный артист, чудесный! Это давно известно. Я очень люблю работать с мужем, мне легко это делать, мы много играли вместе и в кино, и в театре. Максим — мой любимый партнер.
— Верну вас к моей любимой «Прелести». Во втором сезоне, если будут его снимать, ваша роль по логике сюжета становится главной. Как работалось с Олегом Меньшиковым?
— В этом проекте у меня было всего три счастливых дня, как я их назвала. Три дня с талантливой компанией, правда. Работала очень крутая команда прекрасных людей, профессионалов своего дела. Там все-таки мне досталась такая звенящая материнская история, я три дня утопала в слезах, хотела отработать честно, потому что сразу поняла, что оказалась в талантливой команде, которую не имею права подвести. Утверждение на роль было символическим. Когда я пришла на пробы, мне сразу же объявили: мы писали это на вас. И было понятно, что, скорее всего, на 99 процентов роль моя. И так как я человек, который не любит халтурить, в те три дня я вложила максимально все, что могла.
Олег Меньшиков невероятно талантливый, хотя об этом и так знает вся страна. Воспитанный, тактичный, большой-большой артист и великолепный человек. Рядом с ним я, конечно, сильно волновалась, но в целом... все-таки я уже взрослая, опытная актриса. Если роль так откликнулась, значит, все сделала хорошо.
Мне тоже очень понравился мой «сынуля», главный герой — прекрасный, очень воспитанный, талантливый Федор Федотов. В нашем разговоре я часто употребляю слово «талантливый», но это самое точное определение людей, с которыми я работала. Когда собираются такие люди, иногда случается чудо — появляется прекрасная картина. Я ее еще не видела, потому что много снимаюсь, у меня почти нет выходных. Но в отпуске, обещаю, найду время.
— На экраны вышла романтическая комедия «Неприличные гости», где рассказывается история супружеской пары, которая решилась не совсем обычным способом освежить притухшие чувства, поиграть в свингеров. В киноальманахе «Про любовь. Только для взрослых» подобную историю рассказали Наталья Меркулова и Алексей Чупов, а Анна Михалкова, Федор Лавров, Владимир Яглыч и Лукерья Ильяшенко виртуозно ее разыграли. Тема, что называется, скользкая, где очень легко скатиться в пошлость. Удалось ли этого избежать продюсерам «Неприличных гостей» братьям Андреасянам?
— Прежде всего, в сценарии изначально не было никакой пошлости, вульгарности, он очень легко написан. Такой обаятельный, трогательный, про любовь, как предпочитают девочки. Он светлый, с добрым юмором. «Про любовь. Только для взрослых» я видела, кинематографисты не раз обращались к подобной теме, есть и зарубежные фильмы про свингеров. И мы внутри нашего актерского сообщества постарались сделать все от нас зависящее, чтобы не услышать обвинений в пошлости. Мы как-то весело и непринужденно все это сняли. Правда, если рассмотреть тему поглубже, то картина поднимает серьезный вопрос: люди давно вместе и не собираются расставаться, они продолжают любить друг друга, но очень хотят, чтобы их чувства стали хоть чуть-чуть поярче. Потом они многое про себя поймут. А окажется ли их опыт положительным, говорить не буду, не стану раскрывать деталей сюжета. Пусть это станет сюрпризом для зрителей. Скажу лишь, что все побеждает любовь.
Со всеми актерами у нас с Максимом сложились замечательные отношения, особенно с нашими основными партнерами — Павлом Прилучным и Зепюр Брутян. Просто прекраснейшая, талантливейшая семья! Нежные, добрые, внимательные. С ними было легко и приятно работать. Картину сняли быстро, за десять съемочных смен, и все они были абсолютно счастливыми, приятными. В перерывах мы болтали с Павлом и Зепюр о детях, об отпусках. В общем, обо всем, о чем любят поговорить обычные люди. Невероятно веселыми получились съемки с Владимиром Сычевым и Яниной Студилиной, мы сильно хохотали.
Несмотря на то что смены были длинными, в одной локации, нам пришлось произносить много текста, я с теплотой вспоминаю этот проект. Он прошел легко, ярко и по-доброму. Мы все старались, чтобы зритель получил приятные эмоции от просмотра этого фильма.
— Вопрос исключительно о профессии. В соседней гримерной с Верой Алентовой в свое время сидел в Театре Пушкина мой друг и одноклассник Игорь Бочкин, который не раз становился свидетелем того, как после спектакля к ней являлся муж Владимир Меньшов и доводил ее до слез беспощадной критикой. Вы много снимаетесь с Максимом. Как выстраиваются ваши отношения на площадке? Вы тоже предъявляете друг к другу повышенные требования?
— Мы никогда не лезем друг к другу. Я вообще терпеть не могу, когда ко мне лезут, Максим это прекрасно знает, я вспыхиваю как огонь. Мне лучше вообще ничего не говорить или говорить только комплименты. Если я сыграла плохо, не туда, то сама знаю об этом лучше других. Бывает, когда сидим на репетиции и рождается интересный поворот роли, мы можем что-то подсказать друг другу и, жонглируя, выстроить сцену. Но мы никогда ничего не требуем друг от друга, каждый занимается своим делом. Если вдруг придумывается какая-нибудь «мулечка», мы можем ее друг другу посоветовать, с легкостью это возьмем. Но чтобы я разбирала или требовала что-то от Максима или он от меня — нет, в такие игры мы не играем. Просто Меньшов — режиссер, это другая история, а мы все-таки коллеги, два артиста, каждый занимается своим делом, своей ролью. Я не могу себе такого позволить ни с кем — не люблю, вообще никому не разрешаю этого делать. Есть режиссер, это его прерогатива. Помню, когда совсем юной пришла в труппу Театра Маяковского, некоторые актрисы пытались мне что-то там советовать. Но уже тогда я могла тихо сказать: «Знаешь что? Есть режиссер, если он не делает мне замечаний, значит, все правильно. Спасибо, коллеги, пусть каждый из нас займется своим делом».
— Вы пришли в ГИТИС, предварительно отзанимавшись на курсах Школы-студии МХАТ. Почему выбрали этот вуз? Как к вашему решению стать актрисой отнеслись родители?
— ГИТИС выбрала не я — ГИТИС выбрал меня. Обычно абитуриенты подают документы сразу во все театральные вузы. А дальше в какой поступят, тот и выбирают. Так я попала в ГИТИС. Пришла сразу на второй курс. Кстати, мы пришли вместе с Максимом, друг друга не зная. Андрей Александрович Гончаров делал добор на свой курс, и мы попали к нему оба в один день.
Считаю, что я счастливый человек, потому что училась у великого мастера. До сих пор думаю: «Господи, как же так получилось, что я смогла к нему поступить?!» Он дал мне профессию, научил быть неравнодушной актрисой. Он говорил: «Вы должны иметь право подняться на полтора метра». Он имел в виду сцену. Великий человек! Я очень счастлива, что у меня был такой прекрасный мастер.
Родители пребывали в легком шоке. Мама хотела, чтобы я стала учительницей, папа — чтобы энергетиком. (Смеется.) Мой старший брат сказал: «Пусть хоть один человек в нашей семье займется тем, чем хочет». В итоге родители меня поддержали. Сейчас они, конечно, очень довольны, гордятся, смотрят все мои проекты, всегда с большим волнением и трепетом ждут новые работы. И в Театр Маяковского ходили на все мои премьеры. Так что кроме поддержки и любви от родителей ничего другого я не получаю.
— Как к вам относился мастер Андрей Гончаров? Как вас видел?
— С Андреем Александровичем Гончаровым у нас были разные отношения: от большой любви до, скажем так, серьезного воспитания маленькой девочки. Андрей Александрович был великим человеком, он умел воспитывать детей, чувствовать их, знал, когда применить кнут, а когда одарить пряником. Видел он меня, наверное, характерной актрисой и был абсолютно прав. Я действительно характерная актриса. На курсе я играла все, пробовала себя в самых разнообразных амплуа, и мастер позволял мне это делать. Конечно, были разные периоды. То он меня очень сильно хвалил, то критиковал и ругал. Я даже в какой-то момент пугалась: «Господи, а вдруг он меня отчислит?» Но нет, меня не отчислили, поставили 6.