Пятый, индустриальный
Кадровые перестановки Владимира Путина в правительстве и Администрации президента говорят о приоритетной ставке пятого президентского срока на развитие современной диверсифицированной индустриальной экономики. Значительную роль в этом сыграет развитие ВПК
Отставка в разгар военного конфликта с Украиной министра обороны Сергея Шойгу и назначение на его позицию главы экономического блока кабинета Михаила Мишустина, единственного первого вице-премьера 65-летнего Андрея Белоусова стала, безусловно, самой неожиданной и самой обсуждаемой рокировкой президента в новом кабинете министров.
Взорвавшая информполе прошлого воскресенья, 12 мая, новость о назначении Белоусова за прошедшую неделю обросла толстым слоем трактовок, от самоочевидных до конспирологических. Мы представим собственную реконструкцию, основываясь в том числе на мнениях осведомленных инсайдеров, пожелавших остаться неназванными.
Но прежде всего имеет смысл прислушаться к тезисам самого Андрея Белоусова, высказанным во время обсуждения его кандидатуры в верхней палате парламента 13 и 14 мая. Развернем перечень заявленных новым министром (на тот момент еще кандидатом) задач в последовательности от тактических к стратегическим.
Обеспечение фронта — вооружение и личный состав: «Речь идет о вопросах, связанных с оснащением действующей группировки, обеспечением поставок самой современной военной и специальной техники, артиллерийских боеприпасов, ракет, средств личной защиты военнослужащих, средств связи, беспилотников, средств РЭБ и так далее», — заявил Белоусов с трибуны Совета федерации. Важным направлением работы Белоусов видит комплектование Вооруженных сил, специально оговорившись, что речь идет не о мобилизации, а о плановых мерах — призыве и контракте. В этом же пункте Белоусов упомянул «развитие военного образования, особенно с учетом опыта ВС в ходе специальной военной операции».
Обеспечение тыла. Медицинское обслуживание и социальная защита участников боевых действий и их семей: «Есть вопросы, связанные со своевременностью выплаты денежного довольствия, с жилищным обеспечением, с доступностью медицинских услуг». Белоусов также обратил внимание на избыточную бюрократизированность при подтверждении льгот.
Гособоронзаказ и капитальное строительство: «Ключевые вопросы связаны с переходом на долгосрочные контракты и с контролем за ценами. Необходимо повысить эффективность использования средств в части гособоронзаказа, в части оснащения и реализации государственной программы вооружения. Что касается расходов на капитальное строительство и инвестиционные проекты, требуется существенное усиление контроля за расходами средств по всей цепочке».
Смычка между военной и гражданской экономикой: президент поставил задачу «обеспечить полноценную интеграцию экономики Вооруженных сил в общую экономику страны». И, с другой стороны, «все, что есть в стране эффективного, передового, все должно работать на достижение победы, на обеспечение решения задач Вооруженных сил».
Инновации в ОПК и армии: «Вторая задача, поставленная президентом, — сделать военную экономику, работу Министерства обороны максимально открытой к инновациям… Это касается не только новых технологий, но и подготовки кадров, методов управления».
Нащупать, сцепить вручную, а затем в идеале выработать механизмы воспроизводства синергии между военным и гражданским секторами экономики — при всей условности границ между ними, особенно в условиях военного времени — вызов по своему масштабу достойный квалификации и опыта Белоусова. Если эта задача в принципе решаема, то она под силу только новому главе Минобороны. Тем более что настрой у нового министра боевой. Завершая свою речь на слушаниях в Совфеде, Белоусов заявил следующее: «Я полностью осознаю свою ответственность. Перед страной, перед российским народом, перед президентом Российской Федерации — в соответствии с планируемым назначением. Обязуюсь приложить все мои силы, здоровье и, если потребуется, жизнь для решения поставленных задач». Звучит как клятва, присяга, а не дежурный реверанс законодателям перед очередным витком чиновничьей карьеры.
Белоусов будет действовать не в одиночку. Среди проведенных президентом последних кадровых решений выделяется назначение министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на освободившуюся должность первого вице-премьера с кураторством не всей экономики, как было закреплено за Белоусовым, а именно промышленности.
Еще два важных функциональных «кирпича» в оборонном блоке — сам Минпромторг, получивший нового главу, 37-летнего Антона Алиханова, который доказал свою эффективность на посту губернатора Калининградского эксклава, попавшего с началом СВО во враждебное окружение, и редко упоминаемый, но чрезвычайно значимый в сегодняшнем контексте орган — Главное управление специальных программ президента (ГУСП), федеральное агентство по обеспечению мобилизационной подготовки и проведению мобилизации.
Возглавляющий ГУСП с 2017 года Александр Линец был переназначен Владимиром Путиным после консультаций с Совфедом. Ряд аналитиков ожидает также резкое повышение аппаратного веса, вплоть до создания самостоятельной структуры, департамента военной контрразведки ФСБ России. Наконец, завершает оборонный пазл новая знаковая персона из Администрации президента — перемещенный с поста губернатора Тульской области на должность помощника президента, с кураторством ОПК, Госсовета и спорта, Алексей Дюмин.
В «гражданском» макроэкономическом блоке кабинета персональных новаций нет, лишь рихтовка обязанностей. Вице-премьер Александр Новак, курировавший только энергетику, теперь расширил свои полномочия на всю экономику, включая весь комплекс мер господдержки и противодействия санкциям. Глава Минэкономразвития Максим Решетников и глава Минфина Антон Силуанов остались на своих постах как своего рода гаранты сохранения целевой установки на поддержание макроэкономической стабильности. Очень показательно, что акцент на поддержание «макроэкономического здоровья» сделал и сам Владимир Путин, открывая совещание по вопросам развития ОПК 15 мая: «Мы все это (планы по достижению целей национального развития. — “Монокль”) должны сделать при безусловном соблюдении макроэкономических принципов. Мы ни в коем случае не должны допустить никаких перекосов в экономике и в промышленности».
Впрочем, в регулярном экономическом блоке появилась новая любимая «фишка» — экономика предложения. Эта концепция (ее представлению и анализу мы посвящаем отдельную статью в этом номере журнала) будет лежать в основании нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», рассказал в своем выступлении на заседании комитета по энергетике Госдумы Александр Новак.
Главный риск — фронда армейских
Конечно, у Белоусова будут не только союзники, но и антагонисты. Главные линии вероятного противостояния находятся внутри самого вверенного ему министерства. Армейские начальники сильно недолюбливали прежнего министра, считая его не вполне военным, хоть и руководившим 18 лет силовым МЧС.
Как сработается штатский министр Белоусов с военачальниками, учитывая неизбежный масштаб отставок и чисток в ведомстве, которые начались еще до рокировки руководства МО и, не исключено, до некоторой степени подтолкнули ее — вопрос открытый. Недаром пресс-секретарь Дмитрий Песков на минувшей неделе поспешил публично заверить, что «военная составляющая всегда была прерогативой начальника Генерального штаба, он продолжит свою деятельность, в этом плане изменений пока в настоящее время не предусматривается».
Это подтвердил и сам президент на встрече с командующими войсками военных округов 15 мая: «Что касается самого Генерального штаба и всей структуры, которая обеспечивает боевую работу, здесь никаких изменений нет и не планируется. Этот блок боевой работы у нас сложился, он функционирует ритмично, действует успешно, и здесь никаких изменений не предполагается».
В то же время стоит напомнить, что в постсоветской истории России каждый новый глава военного ведомства, как правило, сразу либо через определенное время менял (ну то есть менял президент — верховный главнокомандующий по представлению министра) главу Генштаба. Единственным исключением был герой первой чеченской войны Анатолий Квашнин, возглавивший Генштаб в мае 1997 года одновременно с приходом на пост министра обороны Игоря Сергеева и остававшийся в должности еще три с лишним года после передачи полномочий от Сергеева Сергею Иванову в марте 2001-го.
Нынешний начальник Генерального штаба Валерий Герасимов занимает высшую военную должность в Вооруженных силах РФ с ноября 2012 года. Более того, в январе 2023-го Герасимов сменил Сергея Суровикина на посту командующего Объединенной группировкой войск спецоперации на Украине. Понятно, что смена руководителя воюющего фронта, да еще и командующего воюющего контингента может диктоваться только экстраординарными обстоятельствами.
Пороховой суверенитет военного кейнсианца
«Белоусов — поклонник военного кейнсианства. Это назначение говорит нам о том, что расходы на оборону не сократятся» — смена руководства Минобороны России вызвала большой резонанс за рубежом, и этот комментарий американской газеты The Wall Street Journal передает изрядную озабоченность наших геополитических противников сильным решением Путина.
Важные детали о масштабах оборонного сектора родной экономики мы узнали за прошедшую неделю из авторитетных источников. Сначала Дмитрий Песков оценил величину военного бюджета: «Бюджет Министерства обороны и силового блока совсем недавно был еще в районе 3%, потом он вырос до 3,4%, и уже в самое последнее время он вырос до 6,7%». Но это, по всей видимости, была цифра 2023 года, потому что в своем вступительном докладе на встрече с командующими округов в прошлую среду Путин оценил совокупные расходы на оборону и безопасность в 8,7% ВВП: «Это, конечно, не 13 процентов, как было в Советском Союзе, но все-таки уже солидная величина, это большой ресурс, и мы обязаны распорядиться им очень рачительно и эффективно».
«Мы видим и понимаем, что растущие расходы на оборону и безопасность так или иначе органически связаны и с гражданскими отраслями, что дает, в свою очередь, толчок развитию промышленности в целом, сохраняет и увеличивает рабочие места в стране, — продолжил президент. — Но это взаимоотношение между так называемыми пушками и маслом должно быть органически вписано в общую стратегию развития государства российского».
В контексте заявленной президентом позиции представляются непродуктивными гадания многих комментаторов, что означает назначение Белоусова — скорое окончание войны, а потому необходимость уже сейчас прилагать усилия и придумывать механизмы конверсии военного производства, как предположили одни наблюдатели, либо, напротив, как знак подготовки к продолжительному противостоянию России с коллективным Западом — войне ресурсов, технологий и организационного мастерства, как трактовали другие.
Конечно, с экономической точки зрения СВО — отличный стимул и источник хозяйственного роста (хотя главный источник роста — импортозамещение, правда, наиболее далеко оно продвинулось именно в ОПК и во многом благодаря растущим военным заказам, так что разделить этих сиамских близнецов трудно, да и не надо). Значительный пласт предприятий обрабатывающей промышленности объективно представляет собой активы двойного значения — либо прямо работающие на ОПК, либо являющиеся их смежниками первой-второй очереди.
Неслучайно оборонные расходы имеют высокий мультипликатор. Согласно оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН за 2019 год, один рубль социальных затрат бюджета формировал примерно 0,65 рубля дополнительных доходов в экономике (ВВП), расходы на здравоохранение — 0,73 рубля, государственные инвестиционные расходы — 0,8 рубля, а вот расходы на национальную оборону — 0,89 рубля.