Революция в астрономии XX века
Вдалеком 1970-м я оказался в Бюракане, армянском селе, расположенном на юговосточном склоне горного массива Арагац. Оно отличалось от других окрестных сел тем, что на его окраине находилась Бюраканская астрофизическая обсерватория. Я приехал туда писать дипломную работу, потому что там занимались внегалактической астрономией и астрофизикой. Я увидел райский уголок – здания обсерватории, покрытые розовым туфом, поднимались среди настоящего сада. Сероватые купола телескопов венчали некоторые из них.
На следующий день меня пригласил для разговора директор обсерватории и ее основатель академик Виктор Амазаспович Амбарцумян. В большом кабинете я увидел вдумчивого человека лет шестидесяти, очень спокойного, уверенного в себе. Держался он доброжелательно, говорил просто, но его темные глаза, казалось, видят насквозь. Выяснив, что мне хотелось бы заняться квазарами, тогда еще достаточно новыми объектами, определил меня к Марату Аракеляну. И потом, пока я до весны следующего года оставался в Бюракане, Виктор Амазаспович с некоторой регулярностью встречался со мной, расспрашивал, как идет работа.
Виктор Амбарцумян по праву считается одним из ведущих астрономов XX века, основоположником теоретической астрофизики в Советском Союзе. Родился он в Тифлисе 18 сентября 1908 года. Его отец Амазасп Асатурович, филолог и писатель, переводчик гомеровой Илиады с древнегреческого на армянский язык, привил сыну любовь к поэзии, и Виктору Амбарцумяну с его феноменальной памятью не составляло труда помнить огромные пласты русской и армянской поэзии всю жизнь. В молодости он поражал собеседников знанием тогда еще не очень известных Гумилева и Ахматовой. Впрочем, любовь к литературе совершенно не сказалась на выборе профессии – в 1926 году Виктор Амбарцумян поступает на физико-математический факультет Ленинградского университета. Правда, до этого ему пришлось некоторое время поучиться в Педагогическом институте имени Герцена – путевка Тифлисского горкома комсомола направила его именно в этот вуз. В университете Амбарцумяну повезло и с преподавателями – многие из них были членами Академии наук, находившейся тогда в Ленинграде, – и с однокашниками – достаточно