Капризная, упрямая…
Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку.
Законодательница моды великая Коко Шанель именно стиль ставила во главу угла. В этом убеждала заказчиц, об этом твердила в своих интервью.
Так что же такое эта мода? Вот, например, модным вдруг становятся какой‑то ресторан, какая‑то песня, танец, режиссер… А потом все меняется… Капризная, ветреная эта мода. Стиль надежнее – проявляется индивидуальность.
Но все же о моде на одежду интересно поговорить. Принадлежит ли мода только своему времени? И да, и нет. Да, если это прозодежда, разработанная художницей Любовью Поповой. Голубые комбинезоны из голубого холста, придуманные для спектакля, поставленного Всеволодом Мейерхольдом («Великодушный рогоносец»), пришлись по вкусу и актерам, и режиссеру и использовались как повседневная одежда. Конечно, только некоторое время. Такой костюм, писала И. Гращенкова, был хорош «для снятия индивидуальности и утверждения равенства».
Но в это же время (начало 1920‑х годов) скульптор Вера Мухина находит свой стиль: длинная, очень пышная, зауженная только у щиколоток юбка, ярко‑красная шляпа с широкими полями.
В это время в период НЭПа возрождается индпошив; знаменитая Надежда Ламанова, одевавшая в свое время Веру Каралли и Веру Холодную, шьет платья Лиле Брик, Александре Хохловой. Ее прямое платье с заниженной талией произвело впечатление на международной выставке в Париже и удостоилось золотой медали. Такой силуэт моден в двадцатые годы. В таких платьях мы видим девушку в фильме А. Роома «Строгий юноша» (1936) и Валю, героиню романа Ю. Олеши «Зависть» (в телеспектакле 1967 года). Но пришло другое время, появилась иная одежда…
А придуманные Коко Шанель маленькое черное платье и пиджак с отделкой‑каймой как котировались, так и продолжают цениться модницами всего мира.
Елена Селестин написала две книги, где рассказывается о том, как Шанель искала и находила нечто неповторимое и в крое ткани, и в ароматах.
Первая книга – «Русские друзья Шанель» – прослеживает путь мадмуазель, начиная с двадцатых годов, когда Мися Сёрт, известнейшая в богеме фигура, познакомила ее с Дягилевым, Стравинским, Мясиным. Сама Мися являлась иконой стиля. Как пишет Селестин, «Мися Сёрт была любопытным, разряженным, своевольным, сильно надушенным, до крайности избалованным парижским сфинксом». С ней дружили Пруст, Пикассо, Лотрек. Мися очень помогала «Русскому балету» еще в довоенные годы, когда Коко была простой модисткой… Но в двадцатом году Шанель уже и сама могла быть меценатом – она вручила Дягилеву чек, чтобы он смог возобновить «Весну священную» (музыка Игоря Стравинского).