Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность
Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство, сотрудничая с сюрреалистами Жаном Кокто и Сальвадором Дали. При этом стремилась делать свою одежду удобной для женщин, которые много работают и ведут активный образ жизни. Она соперничала с Шанель, побывала в Советском Союзе и очень любила ярко-розовый цвет

Богатство, бедность и Париж
Эльза Скиапарелли росла в семье аристократов и интеллектуалов: ее мать была потомком рода Медичи, отец — профессором восточной литературы, а дядя — уважаемым астрономом. Эльза с детства отличалась бунтарским характером, шокируя близких эксцентричными выходками. Она то пыталась «вырастить цветы у себя на лице», то явилась на бал, завернутая в кусок ткани вместо платья. Но больше всего ее родню возмутил сборник откровенных стихов, который 21-летняя Скиапарелли опубликовала в 1911 году. Опасаясь за репутацию семьи, родители отослали Эльзу в уединенный монастырь в Швейцарии, но та устроила голодовку, и ее пришлось вернуть.
Спустя два года Эльза уехала от своей консервативной семьи в Лондон, по дороге посетив в Париж. «Как только я ступила на землю, я сказала вслух: «Это место, где я буду жить», — позже писала она в мемуарах. В Париже Эльза отправилась на бал, для которого создала платье без единого стежка. Когда во время танца драпировка начала разваливаться, Эльзе пришлось опуститься на пол.
В Лондоне Скиапарелли без памяти влюбилась в экстрасенса-шарлатана (он известен под разными именами — Виллем де Вендт, Вильгельм де Керлор), с которым познакомилась на одной из его лекций по теософии (это эзотерическое учение, созданное русской эмигранткой Еленой Блаватской). «Он говорил о силе души над телом, о магии и вечной молодости. Я слушала его, как зачарованная», — вспоминала Скиапарелли в своих мемуарах. «Эксперт по паранормальным явлениям», выдававший себя за графа, убедил Эльзу в том, что она особенная. Она вышла за него замуж, отправилась с ним в Нью-Йорк, но в конце концов подала на развод из-за постоянных измен супруга.
Однажды во время прогулки Эльза нашла 20-долларовую купюру, которая якобы сулила удачу, и почти мгновенно приняла решение уехать вместе с дочерью во Францию.

«Тому, кем я стала, я обязана двум вещам: бедности и Парижу. Бедность заставила меня работать, а Париж привил мне любовь к этому и смелость», — говорила Скиапарелли позже. До переезда во Францию она хоть и пыталась иногда подрабатывать — то няней и учительницей итальянского языка в семье знакомых британских аристократов, то переводчицей фильмов, — но в основном жила на деньги своей семьи. Однако после Первой мировой войны Скиапарелли переживали финансовые трудности. Теперь Эльза могла рассчитывать только на себя.
Первые несколько дней в Париже она вместе с маленькой дочкой — Марией Луизой Ивонн Радха по прозвищу «Гого» — спала на чердаке выставочного зала, среди мышей и крыс. Бралась за любую работу — была помощницей торговца антиквариатом, туристическим гидом. Но по вечерам, закончив дела, Эльза шла в знаменитый ресторан Le Bœuf sur le Toit, завсегдатаями которого были представители богемы.
Однажды Скиапарелли сопровождала свою американскую подругу на примерку к величайшему кутюрье того времени Полю Пуаре. Увидев восторг в ее глазах, Пуаре одолжил ей несколько нарядов — купить их Эльза не могла. Это был поворотный момент в ее жизни: она всерьез задумалась о карьере в моде.
Главное — удобство
Скиапарелли начала трудиться над эскизами. В надменном Париже идеи начинающей женщины-дизайнера поначалу отвергали. Увидев наброски ее драпированных платьев, одна из работниц дома Пуаре сказала Скиапарелли, что лучше бы та «сажала картошку». Эльза не сдавалась и в 1927 году представила черно-белый пуловер с рисунком в виде банта, связанный по ее эскизу армянской эмигранткой.