Как в российском обществе складывалась историческая память об Отечественной войне 1812 года
До сих пор недостаточно изучены парадоксы человеческой памяти, ее сохранение и процесс воспроизведения. Некоторое ученые считают, что индивидуальная память хранит не столько ваше воспоминание о самом событии, сколько память о том, как вы это событие вспоминали в последний раз. Происходит как бы перезагрузка файла, при которой могут наблюдаться определенные искажения и воспроизведенная информация не будет точной копией события.
Индивидуальная память о событии и реальное событие нетождественны. Индивидуальная, коллективная, а затем культурная память о событии формируются в течение жизни одного поколения и могут отличаться одна от другой. Формирование исторической памяти тесно связано с процессом коммеморации.
Коммеморация – это целенаправленное сохранение в общественном сознании памяти о значимом событии, когда происходит переосмысление этой памяти в контексте современности. Что и как люди помнят об этом событии, связано с коммеморативными практиками – целенаправленными действиями отдельных личностей, социальных групп и, прежде всего, государства. В ходе реализации коммеморативных практик происходит актуализация прошедших событий, создаются исторические образцы и мифологемы в контексте современных потребностей и воззрений.
Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года является одним из важнейших культурных символов России. Память об этом событии современников 1812 года и историческая память наших современников отличаются. Участники войны не были едины в оценках долгого отступления русской армии, роли тех или иных полководцев и правильности их военной тактики. По-разному оценивались результаты Бородинского сражения, решения М. И. Кутузова об отступлении из Москвы.
Когда 30 июля 1814 года через Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге шли возвратившиеся из Европы войска, чувство ликования в душе русских людей омрачалось воспоминаниями о людских потерях, сожженной Москве и разоренных деревнях. Личный опыт и индивидуальные воспоминания участников этой церемонии создавали совсем не единодушную картину закончившейся войны, которую еще никто не называл Отечественной. Последовавшие затем осмысление и индивидуальная рефлексия шли одновременно с целенаправленным процессом конструирования общей для всего российского общества исторической памяти об этом событии. Это была обобщенная, эмоционально окрашенная система символов, мифов, идеологем, которые способствовали складыванию коллективной идентичности. Историческую память, по мнению Л. П. Репиной, можно рассматривать как постоянно обновляемую структуру, «непрерывный процесс, в котором идентичность социума поддерживается посредством реконструкции воображаемого прошлого», в ходе которого происходит нейтрализация «противоречивых и даже конфликтующих версий этого прошлого». В ходе реконструкции исторической памяти о войне 1812 года шла мифологизация определенных образов, переоценка, а иногда и забвение (целенаправленное или случайное) многих элементов реальных исторических событий.
Коммеморативные практики, направленные на создание исторической памяти об Отечественной войне, исходили как от государства, так и от отдельных социальных групп. Этот процесс шел не столько эволюционно, сколько дискретно, в ходе празднования череды юбилеев войны. Существует сильная взаимосвязь коммеморации и исторической памяти, в которой первая выступает как механизм формирования воспоминаний, а вторая как конечный результат манипуляций общественным сознанием. Можно выделить следующие формы коммеморативных практик, т. е. мероприятий по увековечиванию памяти о войне.