После мрака драка
«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста
В прокат выходит «Крецул» Александры Лихачевой, рассказывающий реальную историю дзюдоиста Олега Крецула, после потери зрения ставшего паралимпийским чемпионом. Этот фильм, снятый прекрасным румынским оператором Мариусом Пандуру, отличается от большинства спортивных драм, но имеет и своих очевидных предшественников.
Кишинев, 1997 год. Чемпион-дзюдоист Олег Крецул (Никита Волков), недавно вернувшийся с Олимпийских игр, попадает в аварию, в которой теряет жену, а сам слепнет. Жить как будто бы больше и незачем, но кореш Виталий (Сергей Волков) начинает не просто помогать другу, но готовить того к Паралимпийским играм. Осталось только найти деньги, тренера и зарядить совсем уже расклеившегося Олега на победу. Все это — реальная история многократного чемпиона-паралимпийца Олега Крецула и его друга и тренера Виталия Глигора, участвовавшего в написании сценария «Крецула».
Если по описанию может показаться, что перед нами типовая спортивная драма, то это совсем не так. Немногословный и нуждающийся в очень внимательном зрителе фильм сделан выпускницей мастерской Алексея Учителя Александрой Лихачевой, прежде занимавшейся документальным кино. Опыт заметен: «Крецул» производит ощущение «работы с полей», будто герои живут не в выстроенном постановщиком мире, а то и дело попадают в объектив камеры чуткого документалиста. Вообще, если относиться к «Крецулу» как к стилизации