Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ruБизнес

Татьяна Архипова

Фото Анастасия Нагога

Серьги, колье, браслет, кольца MERCURY, коллекция Classic, пальто Toomatch

Под руководством Татьяны Архиповой БДТ стал главным драматическим театром страны — и уникальной мультиформатной экосистемой. Это три сцены со спектаклями-суперхитами (билеты на «Холопов» исчезают за 15 секунд) и постановками молодых режиссеров (сразу три премьеры экспериментального проекта «Опыты драматических изучений» в 2024-м — «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери»). В январе 2025-го Архипова и команда провели сверхновый фестиваль «Наше всё. Опыт 1» с чтениями, плясками и гаданиями. А еще сцена БДТ принимает балет: хореограф Павел Глухов, куратор фестиваля Context. Diana Vishneva, показал в феврале громкий междисциплинарный проект «Две Анны». И важно — директор БДТ делает классные коллаборации: сотрудничает с инклюзивной лабораторией «Не зря» и Эрмитажем — аудиовизуальный маршрут «БДТ — Эрмитаж. Россия» по залам Галереи Петра Великого озвучили актеры театра.

Специально для Собака.ru с Татьяной Архиповой поговорила телеведущая и режиссер Ника Стрижак.

За сценой: как директор театра балансирует между менеджментом и творчеством

Брошь MERCURY
из коллекции Flower

Немирович-Данченко говорил, что если режиссер умирает в актере, то директор театра сделает всё, чтобы эта смерть была максимально комфортной. За что еще отвечает театральный директор?

Меня часто об этом спрашивают. Говорю сразу: если художнику нужен на сцене дождь, то, скорее всего, он будет идти. Если должны рушиться стены, они рушатся, потому что творческая задача должна быть решена. Руководить творческими людьми непросто, а БДТ — это особая эмоциональная среда, здесь есть энергетически очень манкие люди, но как бы ты их ни любил, надо быть равноудаленным. Дистанция важна. И очень важна справедливость.

Я знаю тебя много лет и скажу прямо: то, что именно ты возглавляешь сегодня Большой драматический театр, — абсолютно справедливо. Приятно, что эти десять лет не испортили твой характер и чувство юмора. Но то, что лучший театр страны возглавляет женщина, — факт по-прежнему уникальный.

Не скажи. Петербург — прогрессивный город, у нас есть сильные театральные директора-женщины.

Но традиция консервативна: ведущие театры мира возглавляют мужчины. Когда во главе «Комеди Франсез» стала актриса Мюриэль Майетт, все французские газеты писали: впервые за 300 лет женщина возглавила этот театр! Возьмем пятерку лучших драматических театров России — когда ими руководили женщины? Никогда.

Все привыкли, что театр — мужское дело. И что мужское слово весомее женского. Конечно, женщине здесь непросто делать карьеру, но это предрассудки, выдаваемые за традицию.

Какими ты запомнила первые встречи с труппой БДТ?

Это были невероятные впечатления. Когда Андрей Могучий пригласил меня на пост директора, он уже год был художественным руководителем БДТ. Конечно, мы были хорошо знакомы. Уже в первые дни ко мне в кабинет сначала зашел поговорить Олег Валерианович Басилашвили, потом пришла познакомиться Алиса Бруновна Фрейндлих и ворвался главный художник Эдуард Степанович Кочергин. Я впервые видела этих великих людей так близко. Я прекрасно помню, как они были расположены, очаровательны, милы, но у них была ясная цель. Они спрашивали обо мне, о планах, но я понимала, что они, как старшие, пришли посмотреть и убедиться, что всё будет в порядке, всё будет нормально, жизнь продолжается. Меня поразило, как же они в этом были мудры.

Каким за эти годы для тебя открылся БДТ? Ведь знать и любить его — одно, но зайти со служебного входа — другое.

Меня поразило, что это очень сильный театр.

Как это чувствуется?

Здесь люди смелые в творческом смысле. И не просто смелые, но обладают мощью и навыками, чтобы осуществить свои самые невероятные идеи. Как мы любим цитировать поэта Александра Блока, первого художественного руководителя БДТ, «искусство, как и жизнь, слабым не по плечу». А здесь есть сила, опыт, талант, внутренняя энергия и желание создавать. И не просто сделать спектакль, а сделать то, что помогает людям становиться лучше, что заставит их после спектакля еще долго думать о нем. У сильного театра будто не чувствуешь потолка.

Ты тоже сильный человек. Зажигающийся от классной идеи и в то же время строгий. С серьезным опытом и знаниями. У тебя солидное университетское образование и диплом социолога СПбГУ, а социология как раз изучает людей.

Да, анализирует поведение и поступки человека в общественных условиях. В отличие от психологии, которая изучает индивидуумы, социология изучает законы жизни и устойчивости социальных или профессиональных групп. И я сейчас понимаю, насколько мой выбор этой науки не был случайным. Мне всегда были интересны именно люди. Но парадокс в том, что научные работы, посвященные творческим элитам, есть, а просто творческими людьми никто не занимается, хотя это уникальная система отношений. Государство обязано человека, обладающего талантом, понимать и оберегать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фрол эпохи Возрождения Фрол эпохи Возрождения

Если Москва — большая деревня, то первый парень тут — Фрол Буримский

Tatler
Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

Ведомости
Виталий Поляков Виталий Поляков

Основатель самого модного российского бренда обуви Homies Виталий Поляков

Собака.ru
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд

Все про ГАЗ «Соболь»: характеристики, сколько стоит, модификации

РБК
Азбука банкротства Азбука банкротства

Российский суд обанкротил кипрского совладельца ритейлера «Азбука вкуса»

Ведомости
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
«Суперджет» стал еще роднее «Суперджет» стал еще роднее

Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

Монокль
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Лиги настоящих джентльменов Лиги настоящих джентльменов

Зачем Азамату Мусагалиеву, Айдару Гараеву и Виктору Щеткову медиаспорт?

Men Today
Новость, ставшая бомбой Новость, ставшая бомбой

Потсдамская конференция вошла в историю и как стартовая площадка ядерной гонки

Дилетант
Эльдарадо Калимулина Эльдарадо Калимулина

Эльдар Калимулин о сюжетах в жизни и кино и амплуа «вечного студента»

СНОБ
Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

Ведомости
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра» Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра»

У нас очень много общего в мимике, жестах, даже в выражениях

Коллекция. Караван историй
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
Как вернуть любовь к близким людям: советы психолога на примерах из жизни Как вернуть любовь к близким людям: советы психолога на примерах из жизни

Как вернуть в отношения с близкими гармонию? Разбираемся вместе с психологом

Psychologies
Открыть в приложении