Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ruБизнес

Татьяна Архипова

Фото Анастасия Нагога

Серьги, колье, браслет, кольца MERCURY, коллекция Classic, пальто Toomatch

Под руководством Татьяны Архиповой БДТ стал главным драматическим театром страны — и уникальной мультиформатной экосистемой. Это три сцены со спектаклями-суперхитами (билеты на «Холопов» исчезают за 15 секунд) и постановками молодых режиссеров (сразу три премьеры экспериментального проекта «Опыты драматических изучений» в 2024-м — «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери»). В январе 2025-го Архипова и команда провели сверхновый фестиваль «Наше всё. Опыт 1» с чтениями, плясками и гаданиями. А еще сцена БДТ принимает балет: хореограф Павел Глухов, куратор фестиваля Context. Diana Vishneva, показал в феврале громкий междисциплинарный проект «Две Анны». И важно — директор БДТ делает классные коллаборации: сотрудничает с инклюзивной лабораторией «Не зря» и Эрмитажем — аудиовизуальный маршрут «БДТ — Эрмитаж. Россия» по залам Галереи Петра Великого озвучили актеры театра.

Специально для Собака.ru с Татьяной Архиповой поговорила телеведущая и режиссер Ника Стрижак.

За сценой: как директор театра балансирует между менеджментом и творчеством

Брошь MERCURY
из коллекции Flower

Немирович-Данченко говорил, что если режиссер умирает в актере, то директор театра сделает всё, чтобы эта смерть была максимально комфортной. За что еще отвечает театральный директор?

Меня часто об этом спрашивают. Говорю сразу: если художнику нужен на сцене дождь, то, скорее всего, он будет идти. Если должны рушиться стены, они рушатся, потому что творческая задача должна быть решена. Руководить творческими людьми непросто, а БДТ — это особая эмоциональная среда, здесь есть энергетически очень манкие люди, но как бы ты их ни любил, надо быть равноудаленным. Дистанция важна. И очень важна справедливость.

Я знаю тебя много лет и скажу прямо: то, что именно ты возглавляешь сегодня Большой драматический театр, — абсолютно справедливо. Приятно, что эти десять лет не испортили твой характер и чувство юмора. Но то, что лучший театр страны возглавляет женщина, — факт по-прежнему уникальный.

Не скажи. Петербург — прогрессивный город, у нас есть сильные театральные директора-женщины.

Но традиция консервативна: ведущие театры мира возглавляют мужчины. Когда во главе «Комеди Франсез» стала актриса Мюриэль Майетт, все французские газеты писали: впервые за 300 лет женщина возглавила этот театр! Возьмем пятерку лучших драматических театров России — когда ими руководили женщины? Никогда.

Все привыкли, что театр — мужское дело. И что мужское слово весомее женского. Конечно, женщине здесь непросто делать карьеру, но это предрассудки, выдаваемые за традицию.

Какими ты запомнила первые встречи с труппой БДТ?

Это были невероятные впечатления. Когда Андрей Могучий пригласил меня на пост директора, он уже год был художественным руководителем БДТ. Конечно, мы были хорошо знакомы. Уже в первые дни ко мне в кабинет сначала зашел поговорить Олег Валерианович Басилашвили, потом пришла познакомиться Алиса Бруновна Фрейндлих и ворвался главный художник Эдуард Степанович Кочергин. Я впервые видела этих великих людей так близко. Я прекрасно помню, как они были расположены, очаровательны, милы, но у них была ясная цель. Они спрашивали обо мне, о планах, но я понимала, что они, как старшие, пришли посмотреть и убедиться, что всё будет в порядке, всё будет нормально, жизнь продолжается. Меня поразило, как же они в этом были мудры.

Каким за эти годы для тебя открылся БДТ? Ведь знать и любить его — одно, но зайти со служебного входа — другое.

Меня поразило, что это очень сильный театр.

Как это чувствуется?

Здесь люди смелые в творческом смысле. И не просто смелые, но обладают мощью и навыками, чтобы осуществить свои самые невероятные идеи. Как мы любим цитировать поэта Александра Блока, первого художественного руководителя БДТ, «искусство, как и жизнь, слабым не по плечу». А здесь есть сила, опыт, талант, внутренняя энергия и желание создавать. И не просто сделать спектакль, а сделать то, что помогает людям становиться лучше, что заставит их после спектакля еще долго думать о нем. У сильного театра будто не чувствуешь потолка.

Ты тоже сильный человек. Зажигающийся от классной идеи и в то же время строгий. С серьезным опытом и знаниями. У тебя солидное университетское образование и диплом социолога СПбГУ, а социология как раз изучает людей.

Да, анализирует поведение и поступки человека в общественных условиях. В отличие от психологии, которая изучает индивидуумы, социология изучает законы жизни и устойчивости социальных или профессиональных групп. И я сейчас понимаю, насколько мой выбор этой науки не был случайным. Мне всегда были интересны именно люди. Но парадокс в том, что научные работы, посвященные творческим элитам, есть, а просто творческими людьми никто не занимается, хотя это уникальная система отношений. Государство обязано человека, обладающего талантом, понимать и оберегать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без лишних предисловий: Каневский и Сулим Без лишних предисловий: Каневский и Сулим

Леонид Каневский и Саша Сулим — главная динамическая пара прямо сейчас

Собака.ru
Юка Вижгородская и Карцев Гоша Юка Вижгородская и Карцев Гоша

Юка Вижгородская и Гоша Карцев — где учиться моде, искать люкс и лучшие платья

Собака.ru
80-процентная зависимость от импорта в станкостроении — это норма? 80-процентная зависимость от импорта в станкостроении — это норма?

Часто предлагается не «грузить» себя целями по снижению от импортной зависимости

Монокль
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Авдотья Александрова и Рим Оксана Авдотья Александрова и Рим Оксана

Как быть странной моделью, сделать фэшн из материнства и холодной котлеты?

Собака.ru
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизнь
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
О тюленях и гепардах О тюленях и гепардах

Мария Лобанова — о возрасте, аппетите и кредо, которое сложно игнорировать

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка

Лайфхаки, которые помогут ускорить процесс дозревания авокадо

ТехИнсайдер
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Колорблок Колорблок

Как стереть с лица пятьдесят оттенков сепии? Помогут экспосом-чекап и SPF

Собака.ru
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда» Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда»

Гоша Куценко — о Будённом, лишних 12 кг и жизни после кино

Ведомости
Президент РАН Геннадий Красников: Ни один вопрос без Российской академии наук сегодня не обходится Президент РАН Геннадий Красников: Ни один вопрос без Российской академии наук сегодня не обходится

Президент РАН о том, какие задачи сегодня решает академия

Ведомости
8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки 8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки

Эти ошибки при мытье посуды влияют непосредственно на ваше здоровье!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении