Девочки самооценка
«Я толстая уродина» и «я ни на что не гожусь» — в антирейтинге комплексов это, пожалуй, лидеры. Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя и своего тела? И главное, кто может помочь: семья, школа или соцсети? Поговорим о том, как можно объединять усилия ради здоровой самооценки.

Как появляются комплексы
На разных этапах взросления самооценку девочек определяют разные факторы. В раннем детстве это, прежде всего, отношения со значимыми взрослыми: что и как говорят в семье, поддерживают или требуют, как оценивают способности и какие комментарии делают по поводу внешности. В подростковом возрасте начинают влиять друзья и массовая культура — блогеры, популярные исполнители и актёры, лидеры мнений.
Восприятие своей внешности и тела — пожалуй, самая чувствительная часть самооценки взрослеющей девочки. Каждая из нас может вспомнить, как сравнивала себя с другими и переживала по самым разным поводам.
Почему грудь не растёт, почему она такая большая или такая маленькая? Почему месячные уже начались или никак не начинаются, хотя у подруг иначе? Прыщи, волосы на теле, слишком пухлые щёки, слишком тонкие щиколотки, слишком крупный нос…
Эти и другие особенности меняющегося тела нередко приводят к появлению комплексов, а дальше — к разнообразным и не всегда безопасным экспериментам с внешностью.
Ожидания и стандарты, которым надо соответствовать, транслируют девочкам не только соцсети, но и ближайшее окружение. Свою внешность девочки начинают сравнивать с внешностью одноклассниц, а свои успехи и способности — с ожиданиями и требованиями родных, с «дочкой маминой подруги» (она всегда умнее, не ленится и получает оценки лучше) и с разнообразными «должна». Эти «должна», кстати, частенько противоречат друг другу и, главное, тому, как ощущает себя сама взрослеющая девочка.
Что делать: школа и общество
Поддержать собственную самооценку можно, если, например, узнать о проблеме побольше. Именно такую познавательную активность может поощрять прежде всего школа. Исследовать проблему — это узнать о роли разных факторов, которые влияют на самооценку, обнаружить причины комплексов, научиться лучше понимать себя и выработать здоровые стратегии поведения. Именно так поступили московские школьницы Варвара Петрова и Олеся Гурвич, ученицы 8-го класса. Для своего проекта девушки изучили, какие стандарты красоты существовали в разные эпохи и как в современном мире на это влияют медиа. А потом рассказали об этом сверстницам на специальной встрече. К какому выводу пришли?