Что разрушает карельские петроглифы

Санкт-Петербургский университетКультура

Послания на скалах

Ученые СПбГУ совершили экспедицию в Карелию и выяснили, из-за чего разрушаются местные петроглифы — наскальные изображения, созданные более 6000 лет назад. На основе полученных данных исследователи разработали систему мониторинга, которая позволит следить за состоянием древних рисунков и защищать их от исчезновения.

Автор: Евгения Орлова

Петроглиф на мысу Бесов Нос на восточном побережье Онежского озера в Карелии. Wikimedia Commons

С начала 2000-х годов геологи и биологи СПбГУ изучают состояние каменных культурных объектов России и мира. За прошедшие десятилетия ученые обследовали исторические здания и набережные Петербурга, памятники Валаама, архитектурное убранство Эдинбурга (Шотландия), а также постройки из камня в Финляндии и на Ближнем Востоке. Эти работы позволили исследователям накопить серьезную базу знаний о том, как окружающие условия влияют на сохранность каменных произведений искусства и что способно их разрушать. На основе этих данных ученые создали авторскую методологию, с помощью которой можно точно определить, какие физические, химические и биологические процессы уничтожают обследуемый объект из камня. Разработка заинтересовала Государственный центр по управлению, сохранению и изучению петроглифов Карелии. Директор организации в 2024 году пригласил Елену Геннадьевну Панову, профессора СПбГУ (кафедра геохимии), и Дмитрия Юрьевича Власова, профессора СПбГУ (кафедра ботаники), для изучения местных наскальных изображений.

Елена Геннадьевна Панова, профессор СПбГУ (кафедра геохимии). Максим Халанский

От животных до батальных сцен

Ученым предстояло исследовать более 4600 карельских петроглифов — все, что открыты в регионе к настоящему моменту. По предположениям научного сообщества, эти рисунки оставляли на скалах древние охотники, рыболовы и собиратели, населявшие территорию Карелии на рубеже V–IV тысячелетий до нашей эры. Около 70 % каменных изображений расположились на островах и берегах реки Выг недалеко от современного местонахождения города Беломорска, остальные — на восточном побережье Онежского озера. Научный коллектив СПбГУ в ходе экспедиции изучил по своей методологии рисунки на обоих участках.

«Полевые работы позволили нам установить, что онежские петроглифы представлены в основном изображениями 20–50 сантиметров в длину, но иногда встречаются и экземпляры размером до двух-трех метров. Рисунки выбиты кварцевыми инструментами — отбойниками. Преимущественно на камнях созданы образы водоплавающих птиц (прежде всего лебедей), лесных животных, людей, человекоподобных существ и лодок. Также обнаруживаются символы, олицетворяющие Луну и Солнце», — рассказывает Елена Панова.

Петроглифы на мысу Пери Нос на восточном побережье Онежского озера в Карелии. Wikimedia Commons

Она добавляет, что по сравнению с онежскими беломорские петроглифы более реалистичны и разнообразны по тематике. На скалах Беломорья ученые обнаружили много масштабных и динамичных сцен: сражений, танцев, охоты на лесных зверей, птиц и морских животных. Исследователям часто встречались изображения деревьев, людей на лыжах и в лодках, военного оружия и орудий труда — луков, стрел, копий и гарпунов. Научный коллектив дополнительно зафиксировал большое количество рисунков в виде следов разных представителей фауны.

Противостоящие природе

Ученые СПбГУ также обследовали горные породы, на которых располагаются петроглифы. Оказалось, что все изображения нанесены на горизонтальные или слегка наклоненные выступы гранита и гранито-гнейса. В их составе встречаются темноцветные минералы, например биотит и мусковит, которые могут способствовать ускоренному разрушению породы. Гранито-гнейс к тому же имеет слоистую текстуру, из-за чего в него легко попадает влага, что тоже приводит к повреждению камней. Это повышает риск исчезновения петроглифов.

Особенности местного ландшафта также делают наскальные изображения уязвимыми. «Древние рисунки располагаются в непосредственной близости от воды, их периодически затапливает. Например, когда поднимается уровень Онежского озера и реки Выг. Зимой же поверхность с изображениями покрывает снег. Подобные процессы способствуют повреждению пород», — объясняет Елена Панова.

«Однако, несмотря на все вышеперечисленные факторы, и онежские, и беломорские изображения сохранились гораздо лучше, чем любые другие наскальные рисунки в Северной Европе, — добавляет профессор. — Например, на севере Норвегии осталось всего 12 % целых изображений, на юге — лишь 8 %. В Карелии же не имеют никаких повреждений более 60 % от общего числа петроглифов».

Опасность в воздухе

На остальных карельских изображениях ученые СПбГУ обнаружили четыре вида разрушений. Во-первых, механические, вызванные изменениями температур, действием ветра, процессами замерзания и оттаивания. Под влиянием этих природных процессов поверхность скал стала грубой, в ней появились впадины и углубления, а контуры рисунков потеряли четкость. Также научный коллектив зафиксировал отслаивание поверхности породы, сколы, трещины и утрату целых фрагментов.

«Второй вид повреждений, обнаруженных на петроглифах, — химические. Они развиваются в результате деградации минералов и горных пород под воздействием воды, кислорода, углекислого газа и органических кислот, — говорит Елена Панова. — Проявляются такие повреждения образованием гипса и гидроокислов железа на поверхности скал. Это приводит к тому, что каменные изображения постепенно покрываются белой или красно-коричневой пленкой».

Отслаивание пластин породы. Предоставлено Е. Г. Пановой
Петроглифы на породе с коркой гидроксида железа. Предоставлено Е. Г. Пановой

Обитатели скал

К третьему виду ученые СПбГУ отнесли биогенные повреждения, то есть те, которые вызваны воздействием растительных и животных организмов на горные породы. На значительной части обследованных скал научный коллектив обнаружил биопленки — колонии, состоящие в том числе из плесневых грибов, лишайников и аэрофильных (тех, что растут на камнях) водорослей.

Такие пленки наиболее устойчивы к внешним воздействиям. Они могут долго жить на поверхности камней и постепенно их разрушать. Это происходит потому, что микроорганизмы производят органические кислоты, «вытягивающие» минеральные вещества из горных пород. Постепенно на месте отсутствующих элементов образуются пустоты, что плохо сказывается на состоянии петроглифов. В результате жизнедеятельности биопленок в камнях также появляется примитивная почва — благоприятная среда для высших растений. Их семена могут попасть внутрь горных пород и прорасти в памятнике культуры.

Лишайники на поверхности породы. Предоставлено Е. Г. Пановой
Лишайники на поверхности породы. Предоставлено Е. Г. Пановой

По данным исследователей СПбГУ, опасность представляют и растения, расположенные рядом с петроглифами. Корневая система деревьев, кустарников и трав способна проникнуть в скальные трещины и притянуть туда влагу. В местах, где это уже произошло, ученые обнаружили рыхлые и ослабленные горные породы с утраченными фрагментами.

Четвертый вид повреждений на петроглифах — антропогенные, то есть связанные с деятельностью человека. К таковым научный коллектив СПбГУ отнес надписи и граффити, сделанные поверх древних рисунков и нарушающие эстетическую целостность объекта культуры.

Вклад в защиту

На основе полученных в экспедиции данных ученые СПбГУ разработали систему индексов, с помощью которой Государственный центр по управлению, сохранению и изучению петроглифов Карелии будет следить за состоянием всех 4600 древних рисунков. Также научный коллектив Университета составил отчет об исследовании с первичными рекомендациями по защите наскальных изображений, который был направлен в центр ЮНЕСКО по сохранению мирового каменного наследия.

Факт: Карельские петроглифы в 2021 году включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работа, проделанная исследователями, позволит в будущем разработать практический план действий по спасению онежских и беломорских петроглифов от исчезновения.

Кстати

ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, которое занимается вопросами образования, науки и культуры. Действует с 1945 года. Поддерживает проекты по повышению грамотности. Помогает сохранять природные и культурные памятники в разных странах. Ведет Список Всемирного наследия и обеспечивает безопасность включенных туда объектов. В настоящее время их насчитывается более 1200.

Источник: unesco.org

Искатели древнего искусства

Больше века ученые Университета исследуют петроглифы по всему миру.

Владислав Иосифович Равдоникас (1894–1976)

С 1929 по 1949 год занимал в Университете должности старшего ассистента, доцента (кафедра истории доклассового общества), заведующего кафедрой археологии.

В 1930-е годы изучал петроглифы Онежского озера и Белого моря. Написал большую монографию о наскальных изображениях Карелии, интерпретировал их значение, опираясь на культы и верования древних охотников и рыболовов.

Абрам Давыдович Столяр (1921–2014)

С 1964 по 2014 год занимал в Университете должности доцента, профессора, заведующего кафедрой археологии. С 2004 года носил звание почетного профессора СПбГУ.

Изучал петроглифы Фенноскандии — области, объединяющей Скандинавию, Финляндию, Кольский полуостров и Карелию.

Яков Абрамович Шер (род. 1931)

В 1965–1982 годах — преподаватель-почасовик Университета (кафедра археологии).

Изучал петроглифы Центральной Азии и Южной Сибири. Первым провел эксперимент по классификации наскальных изображений с помощью ЭВМ.

Елена Алексеевна Окладникова (род. 1951)

С конца 1990-х — доцент Университета, в 2005-м — профессор СПбГУ (кафедра этнографии).

Изучала наскальные изображения северо-западного побережья Северной Америки, установила их связь с петроглифами Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока СССР. Обнаружила петроглифы урочища Калбак-Таш в Республике Алтай.

Евгений Михайлович Колпаков (род. 1965)

С 1983 по 2004 год занимал в Университете должности преподавателя, младшего научного сотрудника, преподавателя-почасовика (кафедра археологии).

Изучал петроглифы Фенноскандии, подробно описал наскальные изображения у озера Канозеро в Мурманской области.

Источник: bioslovhist.spbu.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ключ к осознанному забыванию Ключ к осознанному забыванию

Можно ли с помощью медитаций научиться намеренно забывать ненужную информацию?

Санкт-Петербургский университет
Учёные, стихотворцы и блохи Учёные, стихотворцы и блохи

Кто такой Князев — автор рукописи «Учёные и блохи» и как она появилось?

Наука и жизнь
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
«Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница» «Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница»

Владислав Семенов о доходах и достижениях скелетона в эпоху санкций

Ведомости
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь

Половая жизнь — это не только физиология, но и сложный эмоциональный процесс

Правила жизни
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
Каждому, по факту, рядом нужен человек Каждому, по факту, рядом нужен человек

«Как пережить душевную боль, которую нам причиняют самые близкие люди?»

OK!
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Хаотичный человек, стремящийся к системе Хаотичный человек, стремящийся к системе

Роман Евдокимов не из тех, кто бросает слова на ветер

OK!
Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна? Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?

Почему железные дороги в странах мира отличаются по ширине и какая самая широкая

ТехИнсайдер
Исследователи создали роботизированную руку, управляемую силой мысли Исследователи создали роботизированную руку, управляемую силой мысли

Ученые позволили парализованному мужчине управлять роботизированной рукой

Inc.
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Саксаулы вместо волн Саксаулы вместо волн

Аральское море сегодня стало символом экологической катастрофы

Вокруг света
Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга

Можем ли мы повлиять на поведение другого человека, и если да, то как?

Psychologies
Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви» Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви»

Мы не знаем, что нас прославит, — роль Гамлета, Треплева или... бедного Йорика

Коллекция. Караван историй
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом 8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом

Не любишь салат с тунцом? А ты точно правильно его готовишь?

VOICE
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
Разведка по патенту Разведка по патенту

Как новая экосистема патентной аналитики поддержит процесс импортозамещения

Ведомости
Для здоровья суставов Для здоровья суставов

Почему болезни суставов год от года молодеют?

Лиза
Открыть в приложении