Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историйЗнаменитости

Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Елена Ланкина

Фото: И. Вавилов/из архива Е. Юрьевой

«Когда узнала, что моим партнером будет Евгений Миронов, дико обрадовалась. Помню, как в первый съемочный день он сидел со мной рядом на гриме, в соседнем кресле, очень собранный и сконцентрированный. А я испытывала одновременно какие-то смешанные детские чувства. Радость, любопытство, страх и невероятный восторг от того, что буду работать с большим мастером».

— Елизавета, в онлайн-кинотеатре Okko вышел сериал с интригующим названием «Цыгане. Улица Шекспира», в котором у вас главная женская роль. Расскажите, что это за проект?

— О, это очень аутентичный проект, в основе которого лежит история такого вечного возвращения героя домой. У сценаристов Олега Маловичко, Михаила Шульмана и Давида Саркисяна возникла идея рассказать о народе, у которого в силу исторической обусловленности нет постоянного прибежища. И улица Шекспира, если говорить о названии, существует на самом деле в старейшем цыганском поселке Екатеринбурга. Несколько лет назад дома там чуть не снесли, когда один из девелоперов решил забрать землю. И этот сюжет отчасти тоже вошел в сериал.

Вообще это большая история про людей, пытающихся разобраться в собственном выборе, своем прошлом и настоящем, своем месте в мире. Мне кажется, этот проект — вызов и для создателей, и для актеров, и для зрителей. В культурном сознании много стереотипов о цыганах, а нам хотелось их как раз сломать и, наоборот, исследовать эту яркую самобытность. При этом сценарий сам по себе интересный.

— Вы сыграли цыганку?

— Дочь цыганского барона — Диану. Она неожиданно появляется в жизни успешного московского адвоката и просит ей помочь. Взамен Диана обещает хранить его тайну. Ведь адвокат на самом деле — цыган Михай Деметр (Дмитрий Чеботарев), которого когда-то изгнали из табора и разлучили с любимой. Ради нее он возвращается к прежней жизни. И это не просто возвращение в табор, а поиск себя настоящего. Диана тоже проходит сложный путь

Елизавета Юрьева и Дмитрий Чеботарев, кадр из сериала «Цыгане. Улица Шекспира», 2025 год. Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра OKKO

— Не рановато ли вам было в 30 лет играть маму взрослой дочери?

— Признаться, я сначала немного испугалась, когда узнала про такой расклад. Но есть нюанс. Цыганские девушки очень рано выходят замуж, в особенности таборные. И в нашем сценарии героиня родила в пятнадцать.

— Как вы вживались в образ?

— Это было достаточно долгое и глубокое погружение. Сначала мне помогала знакомая журналистка, которая обожает цыганскую культуру и дружит со многими представителями этой этнической группы. Она познакомила меня с Надеждой Деметер — одним из лучших специалистов в области этнографии и истории цыган. Надежда Георгиевна не только ученый, но и президент регионального совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган и эксперт ОБСЕ и Совета Европы. Мы с ней очень долго говорили о том, какими цыгане предстают в коллективном сознании людей и какие они на самом деле. А дальше я уже занималась скорее исследованием внутренних процессов героини. Хотела понять, «про что» она.

— Наверное, пришлось изучить какие-то цыганские обычаи, манеру одеваться, петь, танцевать?

— Все же мы говорим про цыганку, интегрированную в современную жизнь. И нам хотелось соблюсти баланс — быть правдоподобными относительно особенностей ее жизни и не уходить в романтизированно-искаженное представление о цыганской женщине. Моя героиня в первую очередь человек. И нас больше занимали ее личностные проявления, мы не собирались уходить в иллюстрацию.

У Дианы есть момент, когда она очень остро проживает состояние влюбленности, и такой... женской власти. И мы решили проявить это через танец. Поэтому да, я занималась хореографией с Артуром Богдановым — ведущим артистом театра «Ромэн», певцом, музыкантом и балетмейстером.

Ну а в том, что касается одежды, мне очень повезло быть в сотворчестве с художником по костюму — Севериной Недельчук. Мы устроили себе праздник бохо-шик. Соединяли в облике героини этнику, многослойность, не боялись иногда уходить в китч. Постоянно выискивали «раритеты» — на блошином рынке, в случайных шоурумах. Я настолько была подключена к этой всей визуальной составляющей, что могла отправиться за каким-то платьем на другой конец Москвы.

Из забавного — у меня уши не были проколоты, и художники сделали десятки специальных клипс, выглядевших как сережки.

— В съемках участвовали настоящие цыгане? Как они вас восприняли? Может быть, что-то подсказывали?

— Цыгане действительно снимались в сериале и делали это с удовольствием. Особенно женщины с детьми. Они поначалу спрашивали, не цыганка ли я.

— Значит, признали!

— Признали. Потом я время от времени уточняла у них, как правильно произнести ту или иную фразу. В основном мы говорили на русском языке, но иногда переходили на романи.

— Интересно, как говорит на нем Игорь Золотовицкий! Это ведь он играл вашего экранного отца?

— Мне кажется, Золотовицкому очень идет цыганский язык и роль барó.

— Он просто баро по жизни! Большой артист и ректор Школы-студии МХАТ!

— Игорь Яковлевич действительно большой артист и замечательный человек, очень харизматичный и добрый, отзывчивый. Вспоминая Золотовицкого, я всегда улыбаюсь.

Однажды, когда большая часть сериала уже была отснята, произошел забавный случай. В сквере рядом с домом я заметила высокого человека с собакой. Всмотрелась и поняла, что это Золотовицкий. Бросилась к нему, конечно, со словами: «Дадо, дадо!» («Папа» на цыганском.) Привыкла так называть его во время съемок. Он улыбнулся: «Дочка! А ты здесь откуда?» Оказалось, мы живем в соседних домах.

— Вы похожи на цыганку. В вас, случайно, нет цыганской крови?

— Точно сказать трудно, так как мое генеалогическое древо обрывается на прабабушках и прадедушках. Родилась и выросла я на юге, в Ростове-на-Дону. Но мне постоянно задают вопрос о том, какие у меня корни.

— С детства грезили о сцене?

— Просто с детства будто бы знала, что там окажусь. Но вообще у меня был широкий круг интересов. В детстве я училась в художественной школе, занималась живописью. Думала стать архитектором. Потом довольно серьезно занялась хореографией. Были различные танцевальные школы, где я осваивала разные направления. В какой-то момент даже собиралась ехать в Москву, показываться в основной состав «Тодеса» к Алле Духовой.

— Но после школы вы поступили не в архитектурный институт, не в театральный и не в основной состав «Тодеса», а на журфак Южного федерального университета. Почему?

— Мне было интересно очень многое, как я уже сказала. Когда в старших классах школы нас заставляли писать сочинения на тему «Кем я хочу быть», я признавалась, что вижу себя в театральной сфере, но интуитивно чувствовала, что для работы в театре нужны опыт и какая-то осмысленность, что ли, которых у меня еще нет. Что будет неправильно, если я после школы поступлю в театральный институт, хотя все обычно так и делают. В то же время мне была интересна работа со словом, я любила литературу. Училась в Классическом лицее в гуманитарном классе.

В общем, никакого противоречия в моем решении не было. С одной стороны, мне хотелось в театр, но с другой — очень хотелось также заниматься журналистикой. Как ни странно, я почему-то считала, что театр от меня никуда не денется.

Фото: К. Русин/Из архива Е. Юрьевой

— К тому времени у вас уже был какой-то актерский опыт хотя бы на уровне школьной самодеятельности?

— Я принимала участие в школьных постановках. Играла в основном характерные роли, например Шапокляк.

Когда увидела распределение, задала вопрос учительнице:

— А почему именно я должна играть Шапокляк?

— Потому что ты не такая добрая, как Наденька! — такой был ответ.

— Взрослые поощряли ваши мечты о сцене? Или старались направить вас в другое русло?

— Они давали возможность попробовать все, чтобы понять, что мне наиболее близко. Но так сложилось, что мне было близко все. И долгое время казалось, что, если я концентрируюсь на какой-то одной сфере, что-то проходит мимо. Сейчас это ощущение, к счастью, ушло.

— На журфаке было интересно?

— Да, но и сложно одновременно, потому что слишком много времени уходило на переводы. Я училась на международной журналистике с углубленным изучением английского языка. Зачастую приходилось ложиться в шесть утра. А параллельно еще проходила журналистская практика. И танцевать хотелось. И учиться актерскому мастерству. На втором курсе я стала заниматься с актрисой Ростовского театра драмы имени Горького. Она готовила меня в театральный.

— То есть вы все-таки решили поступать?

— В университете я делала все возможное. Мне было интересно там учиться, но все равно хотелось чего-то большего, были какие-то мечты. Я помню это чувство, какое-то детское, когда тебе восемнадцать и ты спешишь на занятия, а в голове клубок самых разных фантазий. Там и впечатления от факультатива по истории театра, и какой-то винегрет из Книппер-Чеховой, основ журналистики, книг Флобера, Золя и фильма, который ты только что посмотрела. И пусть ты не знаешь, поступишь ли в театральный в этом году или нет, отпустят ли тебя родители в Москву или не отпустят, но почему-то не сомневаешься, что твои мечты сбудутся.

— Родители не отпускали вас в Москву?

— После второго курса отпустили, но я не поступила. В «Щуке», «Щепке» и ГИТИСе слетела на первых турах. Во ВГИКе дошла до третьего и слетела перед конкурсом.

Наверное, такой результат можно было предвидеть, ведь это была полубессознательная проба себя. Я хотела в театральный, но у меня не было четкого понимания, почему и зачем я туда иду. А когда такого понимания нет, ничего не получается.

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю. Знаете, все девочки, поступающие в театральные вузы, похожи на этаких нимф с летящими кудрями, в романтичных платьях. В то лето я тоже была такой «нимфой». Помню, в метро кто-то сказал: «Девушка, вы так похожи на Киру Найтли!» И мне показалось, что все люди, сидящие в вагоне, пребывают в таком же мечтательно-романтическом настроении, что и я, и поступают туда же.

— Через год вы повторили попытку, но уже с другим результатом?

— Потому что все уже было иначе. Я повзрослела, у меня появился другой репертуар и понимание того, почему хочу пойти в актерскую профессию. На третьем курсе журфака я занималась в театральной студии Николая Ханжарова, прекрасного актера и педагога. Он очень много мне дал. Я до сих пор помню, что Николай Мигдатович говорил нам относительно профессии, это до сих пор во мне звучит. Недавно, кстати, увидела его в фильме «Эра» с Марианной Шульц в главной роли. Очень обрадовалась.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зоя Бербер. Я даже не скрываю, что процесс притирки идет полным ходом Зоя Бербер. Я даже не скрываю, что процесс притирки идет полным ходом

Хочется, чтобы инициатива исходила от обоих, а не только от одного

Караван историй
Диагноз: котомания Диагноз: котомания

С чего все мы так «запали» на котиков?

Лиза
Баталовы Баталовы

Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историй
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Битва при Ипсе Битва при Ипсе

Последним сражением Четвёртой войны диадохов стала битва при Ипсе

Дилетант
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Строительные нормы против потребительского терроризма Строительные нормы против потребительского терроризма

Минстрой установил новые требования к отделке квартир

Монокль
Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха

Палеонтологи реконструировали окраску шести маммалиаформов

N+1
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Смена поколений на арт-рынке Смена поколений на арт-рынке

Как смена поколений влияет на рынок искусства и люкса

Ведомости
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Арт-терапия: как творчество меняет жизнь Арт-терапия: как творчество меняет жизнь

Как благодаря арт-терапии можно укрепить своё ментальное здоровье

Здоровье
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
В чем сила, ИИ? В чем сила, ИИ?

Сопоставим наши ожидания и реальное состояние разработок в сфере ИИ

Монокль
Мировые тренды в ЗОЖ Мировые тренды в ЗОЖ

Самые полезные диеты и продукты

Добрые советы
Леонид Быков. В бой идут одни герои Леонид Быков. В бой идут одни герои

Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей

Коллекция. Караван историй
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях

Как узнать, что ваши отношения здоровые? Поможет поступок, выявленный учеными

ТехИнсайдер
Хрустящая курочка Хрустящая курочка

Как выбирать наггетсы, и так ли уж они вредны

Лиза
3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней 3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней

Ученые создали биомиметические модели полового члена свиньи с помощью 3D-печати

N+1
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
Ферментируй это! Ферментируй это!

Ферментированные продукты: зачем они нам и как их готовить?

Новый очаг
Как сделать удаленный рабочий стол и какой софт для этого использовать Как сделать удаленный рабочий стол и какой софт для этого использовать

Как сделать подключение к удаленному рабочему столу под управлением Windows

CHIP
Жила-была Жила-была

Удивительная история о ремесле, таланте, упрямстве и любви

Новый очаг
Местоимение первого лица единственного числа Местоимение первого лица единственного числа

В русском языке «я» подозрительно похоже на детское «ай»

Seasons of life
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Открыть в приложении