Виноват ли выживший — и другие вопросы войны в фильме «Спасти рядового Райана»

WeekendСобытия

Уравнение спасения

Виноват ли выживший — и другие вопросы войны в фильме «Спасти рядового Райана»

Текст: Юрий Сапрыкин

25 лет назад, в конце июля 1998 года, на экраны всего мира вышел фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» — батальная эпопея, действие которой происходит в первые дни после высадки союзников в Нормандии. В России это кино считается образцом голливудской пропаганды, которому нужно подражать, по-своему расставляя акценты. В Америке его критиковали за мрачность и излишний натурализм, американский Совет по делам ветеранов даже открыл горячую линию для участников Второй мировой, переживших эмоциональный шок во время просмотра. Фильм «Спасти рядового Райана» задал новые стандарты батальных сцен и вообще изображения войны на экране: с его появления кино о войнах XX века, неважно, в какой стране оно сделано, не может не оглядываться на его достижения. Но, возможно, главное в этом фильме — не натуралистичные сцены сражений и не патриотический пафос, а этические вопросы, которые Спилберг ставит перед своими героями. И, несмотря на любовь этого автора к моральной ясности и четкости в расставлении акцентов, самые важные вопросы в фильме остаются без ответа.

Июнь 1944 года. Трое братьев Райан, служивших в американской армии, погибли на фронтах Второй мировой, четвертый только что высадился с десантом в Нормандии. Генерал Джордж Маршалл — тот самый, что позже предложит план послевоенного восстановления для стран Европы,— приказывает найти четвертого брата и отправить его домой, чтобы у матери остался хотя бы один из сыновей. На поиски отправляется отряд из восьми рейнджеров: едва выжившие при высадке на пляж Омаха, они должны совершить рейд вдоль передовой и найти человека, имея в распоряжении только его имя и фамилию, в хаосе первых дней операции «Оверлорд» никаких более точных координат установить невозможно.

Известно, что сюжет «Рядового Райана» основан на истории американских солдат, братьев Ниланд: как и в фильме, трое из них погибли, четвертого после высадки в Нормандии отправили в США (позже одного из братьев, считавшихся погибшими, нашли в плену в Бирме). Было еще несколько подобных случаев, а в 1948 году в американской армии была официально принята «политика единственного выжившего» — согласно которой солдат, чьи братья или сестры погибли на военной службе, должен быть освобожден от призыва. Однако ни в одном из таких случаев не устраивалось никаких поисково-спасательных операций, участники которых рисковали бы собственной жизнью. Решение генерала Маршалла, как это показано в фильме, на первый взгляд исполнено гуманизма, но по сути абсурдно: чтобы Райан вернулся к матери, спасающим его солдатам, возможно, придется пожертвовать жизнью — то есть похоронки просто придут другим матерям. Что должен чувствовать после этого выживший, спасенный такой ценой? Эта этическая дилемма — ядро фильма Спилберга, но, чтобы добраться до сердцевины, нужно снять несколько верхних слоев.

Адское

Cцена высадки десанта в Нормандии, с которой начинается фильм,— самое шокирующее, ненормативное изображение войны, когда-либо встречавшееся в мейнстримном кино. 25 минут взрывающегося трассирующего хаоса, трансляция с линии огня со всеми чудовищными подробностями. Оторванные конечности, кишки наружу, тонущие тела, прошитые пулями. Ручные камеры мечутся, как подстреленные, капли крови летят на объектив. Здесь нет традиционного для Спилберга протагониста, простого доброго малого, чей здравый смысл все расставляет по местам,— ну то есть формально он присутствует, это капитан Миллер в исполнении Тома Хэнкса, но толку от него немного. На этой кромке песка под плотным пулеметным огнем нет места героизму, храбрости, самопожертвованию, в чудовищном ритме боя невозможно совершить никакой осознанный поступок, для этого просто не хватит долей секунды — здесь всем правит смертельная случайность.

Спилберг отходит здесь и от свойственного ему киноязыка: на месте традиционного повествования с ясной моралью и общедоступной занимательностью — абстрактный экспрессионизм, стремительные штрихи осколков, пуль и тел. Эти 25 минут повлияли на все последующее кино о войне, без них не было бы «Тонкой красной линии», «1917» и «Дюнкерка». Спилберг изменил оптику батальной сцены — так же, как Толстой в «Войне и мире» совершил революцию, показав Бородинское сражение изнутри глазами обычного человека (а не военачальника или всевидящего наблюдателя). Спилберг и его последователи пытаются прежде всего передать ощущения того, кто оказался внутри «мясного штурма»,— а вокруг свист, грохот, кровь и страх, несущиеся со всех сторон на бешеной скорости. Этот поток чувственных данных уничтожает все привычные нарративы о войне: только потом, глядя со стороны или с временной дистанции, можно будет объяснить, зачем шел бой и какой в нем был смысл, но, находясь там под все сметающим огнем, найти в этом хаосе признаки осмысленности невозможно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир, который вместе видел нас Мир, который вместе видел нас

«Противостояние»: новая экранизация Юлиана Семенова

Weekend
Что важно сегодня знать о Луне и «Луне-25» Что важно сегодня знать о Луне и «Луне-25»

Почему миссия «Луны-25» так важна

Maxim
Несчастливы вместе Несчастливы вместе

«Жизнь»: немецкая семейная драма, подражающая американскому роману

Weekend
В мозге людей с избыточным весом изменен «центр управления аппетитом» В мозге людей с избыточным весом изменен «центр управления аппетитом»

У людей с ожирением меняется гипоталамус

ТехИнсайдер
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
С грядки на стол С грядки на стол

Каждый шеф находит свое решение в вопросе поставки свежих продуктов

Bones
Волшебный порошок: на что способна хозяйственная бура Волшебный порошок: на что способна хозяйственная бура

Вот как можно использовать хозяйственную буру в быту

ТехИнсайдер
Ученые установили, что биологические нейросети работают по математическому принципу свободной энергии Ученые установили, что биологические нейросети работают по математическому принципу свободной энергии

Самоорганизация нейронов в процессе обучения подчиняется математической теории

ТехИнсайдер
Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы

Почему в позиции жертвы мы чувствуем странную гордость?

Psychologies
Фундаментальные инвестиции: почему России нужны крупные медицинские компании Фундаментальные инвестиции: почему России нужны крупные медицинские компании

Как в России следует развивать бизнес в сфере здравоохранения?

Forbes
Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком

Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов

СНОБ
Такси. День знаний Такси. День знаний

Остановит ли новый закон рост цен на проезд

Деньги
Нежное преступление, обожаемое наказание Нежное преступление, обожаемое наказание

«Следствие ведут знатоки»: картина противостояния криминала и милиции

Weekend
С дымком С дымком

Как выбрать идеальный кусок мяса и что с ним дальше делать, чтобы вышло вкусно

Лиза
Славный город Кострома Славный город Кострома

Сбежим из шумного мегаполиса в маленькую уютную Кострому

Лиза
Чтобы осознать власть кофе, надо от него на время отказаться Чтобы осознать власть кофе, надо от него на время отказаться

Как африканское дерево использовало нас для покорения мира

VC.RU
Архаров, архаровцы и цена на сено Архаров, архаровцы и цена на сено

Николай Архаров — один из главных строителей полицейского ведомства России

Дилетант
Пикап JAC T6 будет выходить под маркой Sollers Пикап JAC T6 будет выходить под маркой Sollers

Рабочий пикап JAC T6 не собирается участвовать в конкурсах красоты

4x4 Club
Как владелец стекольной империи в городе Гусь-Хрустальный построил Пушкинский музей Как владелец стекольной империи в городе Гусь-Хрустальный построил Пушкинский музей

Как возникла и развивалась династия предпринимателей и меценатов Мальцовых

Forbes
Пыльцевые отпечатки истории Пыльцевые отпечатки истории

Палинологический анализ — мощный инструмент в руках реконструкторов

Наука и жизнь
Как найти потерянный Android-смартфон: несколько простых способов Как найти потерянный Android-смартфон: несколько простых способов

Как быстро найти потерянный или украденный Android-смартфон своими силами

CHIP
Почему плакать полезно для здоровья: 5 веских причины пустить слезу прямо сейчас Почему плакать полезно для здоровья: 5 веских причины пустить слезу прямо сейчас

Плач может улучшить здоровье, причем как психическое, так и физическое

ТехИнсайдер
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Почему лучше покупать кондиционер с функцией обогрева Почему лучше покупать кондиционер с функцией обогрева

Жителей квартир эта функция здорово выручит в межсезонье

CHIP
Александр Корытников — о ресторане Modus, паэлье и ужинах «Отпечаток» Александр Корытников — о ресторане Modus, паэлье и ужинах «Отпечаток»

Интервью с Александром Корытниковым, управляющим партнером Modus Friends

РБК
Многое теряют Многое теряют

Насколько безопасны новые инъекции для похудения?

VOICE
Бойня RAF Бойня RAF

В 1970-х RAF была одной из самых влиятельных террористических организаций

Дилетант
Политика и бокс: семь фильмов о женской карьере в «мужских» профессиях Политика и бокс: семь фильмов о женской карьере в «мужских» профессиях

Фильмы о женщинах в политике, силовых видах спорта, армии, на шахте и в такси

Forbes
Поможем Африке — поможем себе Поможем Африке — поможем себе

Африка остается в сильнейшей зависимости от старых и новых колонизаторов

Эксперт
Дом, который построил Герц Дом, который построил Герц

Архитектор Дэвид Герц готов перенести вас в удивительные дали

Robb Report
Открыть в приложении