Ни в чем не сомневающиеся герои и что с ними не так

WeekendКультура

Слепая правота

Ни в чем не сомневающиеся герои и что с ними не так

«Гамлет». Кеннет Брана, 1996. Фото: Castle Rock Entertainment

Правота превратилась в новую потребность, а человек, наделенный чувством собственной правоты,— в узнаваемый типаж современной жизни. Этот типаж, впрочем, не нов: искусство вообще и театр в частности за время своего существования создали целую галерею персонажей, главным (или важным) свойством которых является чувство правоты. Ольга Федянина выбрала самых ярких «правых» в истории мирового театра.

Чувству правоты противостоит не неправота, а сомнение. Но способность сомневаться — в том числе и в себе — свойство времен стабильности, своего рода роскошь сознания, чувствующего себя в сравнительной безопасности. Чем меньше определенности и надежности предлагает окружающая действительность, тем важнее обрести чувство собственной правоты — чувство, которое превращает мнение в суждение, а возможность высказываться в необходимость высказаться. Последнее особенно важно, поскольку правота демонстративна, для нее совсем не обязательны (а часто и вовсе не нужны) поступки, она выражает себя словами. Такую правоту можно использовать как инструмент, как измерительный прибор, как оружие защиты или нападения.

Театр исследовал феномен правоты и героя, наделенного чувством своей абсолютной правоты, со времен античности и продолжает исследовать по сей день. Хотя драматургически такой герой — большая проблема.

Вне зависимости от того, идет ли речь о трагедии или комедии, напряжение в них создается, в частности, за счет архаичного, но пока еще вечного разделения героев (и их поступков и мотивов) на положительных и отрицательных. Разумеется, театр уже давно научился справляться с задачей создания амбивалентности в этом вопросе, то есть как бы отменять границу между добром и злом. Но драматическое напряжение и в условиях амбивалентности возникает только там, где эта отмененная граница все же как-то фиксируется сознанием аудитории, то есть продолжает незримо пребывать.

Логично думать, что правому герою противостоит неправый. Но это не так. Правому герою в театре не противостоит никто. Автор выводит на сцену персонажа для того, чтобы показать, как и в чем он неправ,— ошибается, следовательно существует. Поэтому герой, несущий в себе сознание собственной правоты как главное свойство — и из этого свойства определяющий свое место в сюжете,— обнуляет драматическое напряжение вокруг себя, вводит действие в ступор.

Впрочем, несмотря ни на какой ступор, появление в истории того, кто прав, почти всегда имеет самые драматические и даже трагические последствия и для всех окружающих, и для самого героя.

правота мстителя

Гамлет

«Гамлет», Уильям Шекспир, 1601

Неизвестный художник. Иллюстрация к пьесе «Гамлет» Уильяма Шекспира, 1834 –1843. Фото: Diomedia

Разумеется, Гамлет — главный сомневающийся герой мирового театра. Но его сомнения на самом деле не сомнения, а колебания человека, ищущего подходящий modus operandi. Сомнений в собственном праве на месть у него нет. Убийство Гамлета-ст. он ощущает как нечто, направленное против него лично. Вы мне убили отца. Его обида распространяется на всех, счет предъявляется всем — ну, может быть, кроме Горацио. Ступай в монастырь, обращенное к Офелии, на самом деле призвано оскорбить не ее, а мир, это он дурному миру бросает в лицо свои инвективы, а предлагаемый монастырь — возможность как-то из этого мира удалиться. Мощь обвинений, рассчитанная на весь мир, оказывается направлена на одну влюбленную девушку — стоит ли удивляться, что она самоудаляется гораздо более радикально?

Если Офелию правота Гамлета убивает легко и как бы ненамеренно, то к Гертруде со своей легендарной нотацией Вот два изображенья, вот и вот...— он обращается вполне целенаправленно. Гертруда — его конкретная цель, не случайно попавшаяся под руку (случайно в этой сцене попался Полоний). Гамлет буквально сводит Гертруду с ума упреками. Как вы могли! Этот вопль висит над пьесой с самого начала и здесь разряжается с ураганной силой: Я зеркало поставлю перед вами, где вы себя увидите насквозь! Я сердце разобью вам, если все ж оно из бьющегося матерьяла. Следующего за этим многословного фейерверка правоты не выдерживает даже сам убиенный, Призрак просит Гамлета обратить все же внимание на то, что Гертруда такого напора просто не выдержит.

В этой сцене театру приходится решать, безумен ли Гамлет, изображает ли безумие или сходит с ума вот здесь, на наших глазах (в любимовском «Гамлете» к концу сцены зритель видел совершенно обезумевшую Гертруду, которая куталась в свое платье, как в смирительную рубашку, и абсолютно разъяренного, но рационального Гамлета, в ярости которого был даже своего рода педантизм — вот в этом вы виноваты, и вот в этом, и еще вот в этом). Здесь нет никакого конфликта и никакой драмы: он просто вываливает на нее гору своих страшных упреков, абсолютность своей правоты, под которыми Гертруда должна погибнуть. А вслед за нею и все остальные. Правота Гамлета — это обида, смертельная для всех, включая самого героя.

правота святого

Фернандо

«Стойкий принц», Педро Кальдерон, 1636

«Стойкий принц» в театре Ежи Гротовского, 1965. Фото: VRI

Содержание кальдероновской пьесы известно далеко не так хорошо, как содержание «Гамлета», поэтому напомним вкратце, что речь идет о португальском принце Фернандо, который волею судьбы попадает в плен к воинственным маврам — и король мавров на протяжении всей пьесы пытается обменять высокопоставленного пленника на португальский город Сеуту. Безуспешно. Несмотря на то, что абсолютно все задействованные в этой истории стороны на такой обмен согласны. Не согласен только сам Фернандо, потому что для него невообразимо, чтобы государь христианский маврам сдал без боя город.

То есть, если бы мавры взяли Сеуту с боем — и с жертвами с обеих сторон,— тут ничего не поделаешь. Но ради собственной жизни принц на такой обмен не готов — и демонстрация этого стоицизма, вынесенного в название, в принципе, и есть вся его роль в пьесе. Это стоицизм, основанный на сознании правоты и превосходства просвещенного христианина над неверными.

В разворачивающемся вокруг Сеуты сюжете Фернандо принимает участие лишь как повторяющаяся формула отказа. Отказа, превратившегося в мистический экстаз — демонстрацию готовности умереть за веру, в истинности которой у окружающих не должно быть сомнений, хоть они и неверные мавры.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Два кавказца Два кавказца

Что за офицеры изображены на рисунке, который считался за авторством Лермонтова?

Дилетант
Как понять, что вам не хватает витамина D — и как его получить зимой? Простой ответ Как понять, что вам не хватает витамина D — и как его получить зимой? Простой ответ

Как недостаток витамина D влияет на наш организм?

ТехИнсайдер
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов

Слышали что-нибудь о «вечных химикатах»?

ТехИнсайдер
Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики! Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики!

Болезни принцесс Disney: от болезней легких у Золушки до травм у Покахонтас

ТехИнсайдер
Изба-читальня Изба-читальня

10 способов обустроить домашнюю библиотеку

Лиза
Исторический продукт Исторический продукт

Водка — напиток, который почему-то считают русским: разбираемся в заблуждениях

Зеркало Мира
Грани и границы Грани и границы

Петр Рыков играет на грани

Men Today
На берегах Оранжевой реки На берегах Оранжевой реки

Англо-бурская война в литературе и в кино

Знание – сила
Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты» Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историй
Голосом не лучше Голосом не лучше

«Русская служба» Зиновия Зиника: эмиграция как анекдот

Weekend
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
Поэт Императорской гвардии Поэт Императорской гвардии

Поэты-эмигранты возвращались в Россию стихами. Но иным и того не довелось

Дилетант
25 «говорящих» табличек 25 «говорящих» табличек

На каком языке говорили на острове Пасхи, и что такое таблички ронго-ронго?

Зеркало Мира
Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Быстро, удобно и вкусно Быстро, удобно и вкусно

Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

Агроинвестор
Мамины помощники Мамины помощники

Как приучить детей выполнять элементарные обязанности по дому?

Лиза
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
Габриэле Д’Аннунцио Габриэле Д’Аннунцио

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант
Школа жизни Алексея Лукина Школа жизни Алексея Лукина

Алексей Лукин и курс на успех

Men Today
Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы

Скандальные истории наследников глав государств

СНОБ
Болезнь от поцелуев Болезнь от поцелуев

Вирус Эпштейна–Барр: чем он опасен и как его вовремя распознать?

Лиза
Ближайшее окружение Ближайшее окружение

Всегда ли удается разместить произведения современного искусства в квартире

СНОБ
Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея

Какие картины студии Disney вызывали недовольство публики?

СНОБ
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
Стань богаче! Стань богаче!

Как составить личный финансовый план на 2025 год

Лиза
Открыть в приложении