Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант18+

Габриэле Д’Аннунцио

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского из «Советской азбуки» на букву Ф: «Фазан красив. Ума ни унции. Фиуме спьяну взял Д’Аннунцио», причём имя писателя говорит ему не больше, чем название города Фиуме. Тщетно, однако, стал бы он искать этот город на карте — он называется теперь Риека и принадлежит не Италии, а Хорватии. Риека, в сущности, всего лишь перевод Фиумена хорватский: река — она река и есть. Республика Фиуме, провозглашённая графом Д’Аннунцио, просуществовала под разными названиями чуть больше года. Литературная слава самого графа — поэта, драматурга, военного лётчика, героя-любовника и впоследствии фашиста — продержалась несколько дольше, но он её пережил: когда в марте 1938 года он умер, двух недель не дожив до 75-летия, — знали его главным образом как главу итальянской академии наук. К тому моменту он уже лет двадцать, как ничего не писал, кроме мемуаров и воинственной публицистики.

Его романтическая жизнь могла бы стать темой выдающегося романа или фильма, когда бы на ней, как и на всех без исключения его сочинениях, не лежал невыносимый налёт напыщенности. Это и время было такое, пошловатое, «отдающее тугой мыльной обёрткой», как говаривал Пастернак о названии скрябинской «Поэмы экстаза». Но и для своей декадентской эпохи Д’Аннунцио очень дурновкусен.

И всё-таки его литературное наследие заслуживает изучения — хотя бы потому, что он был первым из целой плеяды довольно своеобразных авторов, в числе которых и наш Гумилёв. «Бывают странные сближения» — и не только в русской литературе, где в каждом историческом цикле воспроизводятся одни и те же лица, часто с буквальными биографическими совпадениями, как харьковчане Савинков-Ропшин и Савенко-Лимонов; бывают пары и в мировой прозе — как Д'Аннунцио и Мишима, оба с детства одержимые садомазохистскими фантазиями и любившие играть в святого Себастьяна (Мишима даже для фотографий позировал в этом виде, привязанным к столбу и утыканным стрелами). Есть особый тип литераторов — я назвал бы их людьми тревожной, беспокойной, неудовлетворённой сексуальности; в области пола им всего мало — Д’Аннунцио хотя бы обошёлся без гомосексуальных мотивов, которые щедро представлены у Мишимы и Лимонова. Внешних сходств у них немного — разве что атлетизм, результат упорных упражнений; все любят позировать с обнажённым торсом. Все они ищут новых наслаждений, а потом извращений — так у Д'Аннунцио появляется рассказ «У одра», где младший брат и молодая жена покойного бдят у гроба и с особым сладострастием в присутствии мертвеца падают в объятия друг другу, «жадно ища поцелуев». Собственно, ничего нового тут нет, наш Пушкин успел повсюду: «Постой, при мёртвом? Что нам делать с ним?» — «Скажи... Нет, после переговорим». Я даже поставил однажды такого «Каменного гостя», в котором Гуан и Лаура навешивали на покойника свои тряпки в процессе раздевания, их это возбуждало дополнительно.

Так вот, до какого-то момента их удовлетворяют сексуальные приключения, чаще всего с привкусом садомазохизма, — но потом их ненасытный авантюризм начинает искать новых приложений, более рискованных экспериментов, и начинается большая политика. Им одинаково нравится отправлять на смерть других (как Савинкову и его протагонисту в «Коне бледном», где герой возглавляет эсеровскую террористическую ячейку) и лично балансировать на грани жизни и смерти: в конце концов, итальянец прославился личной храбростью в Первой мировой, освоил в 52 года боевой самолёт, бомбил противника, в одном из воздушных боёв повредил самолёт и собственный глаз. Гумилёв отчаянно воевал в той же Первой мировой, Лимонова тянуло в сражающуюся Сербию, а потом он затеял собственную авантюру в северном Казахстане. Мишима поднял самоубийственный вооружённый мятеж. Савинков искренне видел себя диктатором России, освобождённой от большевизма, и дал втянуть себя в операцию «Трест». Насколько серьёзен был таганцевский заговор — спорят до сих пор, но Гумилёву тоже мало было возглавлять «Звучащую раковину» или Цех акмеистов: ему хотелось ощущений более острых и притязаний более масштабных.

Их личной храбрости никто не отрицает — иное дело, что главным мотором этой храбрости является всё то же неутолённое и неутолимое тщеславие; а кто вообще сказал, что истинным героем может двигать любовь к человечеству? Герой — особый тип, он хочет триумфов, хочет, как Д’Аннунцио, въезжать в покоряемый город на открытой машине и устанавливать там свои правила — например, чтобы дети в каждой семье получали музыкальное образование; ведь латинская доблесть — это в первую очередь культ искусств, в том числе искусства военного! Герой расчищает дорогу политику, с которым поначалу дружит, а потом расходится (как Лимонов дружил то с Жириновским, то с Дугиным). Д’Аннунцио во многом сформировал Муссолини, его пристрастия и стилистику, изобрёл для него римское приветствие, которое начал внедрять первым; но потом ушёл в тень, потому что поэт может поиграть в политику, даже увлечься ею, но не способен всерьёз думать об экономике, тарифах, кредитах, о партийном строительстве и снабжении фронтов. Даже Муссолини чересчур увлекался внешней и теоретической стороной фашизма, что уж говорить о диктаторе Фиуме, который вообще кормил свою республику за счёт пиратства.

Подобные типы всегда особенно интересовали Илью Кормильцева — друга и поклонника Лимонова и Летова, и лучшую статью о Д’Аннунцио по-русски — «Три жизни Габриэле Д’Аннунцио», сопровождавшуюся публикацией в «Иностранной литературе» нескольких его статей и речей в кормильцевском переводе, — написал именно он. Кормильцев до славы первого рок-поэта России обладал репутацией одного из лучших переводчиков с итальянского (причём зарабатывал техническим переводом). Кормильцев, в отличие от многих филологов, мог судить о языке и стиле Д’Аннунцио по оригиналам — и, думается, имел все основания сказать: «С ранних лет пристрастие к риторике и театральности вошло в плоть и кровь Габриеле и определило его будущий литературный стиль. И стиль жизни тоже. Забегая вперёд, надо сказать, что именно эти качества делают произведения Д’Аннунцио (особенно драматические) такими тяжёлыми для современного читателя, тем более неитальянца. Невероятные страсти героев, неправдоподобный накал эмоций кажутся порой бредом, родившимся в декадентской опиумокурильне». Сказано по-кормильцевски жёстко, но на современный вкус почти вся литература рубежа веков несколько избыточна — и по части натурализма, и по части стилистической пышности.

2.

Из всех романов Д’Аннунцио, имевших некогда большой успех и сравнительно скоро забытых даже в Италии, — повезло «Невинному», которого экранизировал Висконти; сценарий довольно сильно отклоняется от романа — Туллио Эрмиль (Джанкарло Джаннини) в последних кадрах застрелился, что затруднительно было бы изобразить в записках от первого лица, и жена ему успела сказать, что никогда не любила его, а любила только писателя и сына от писателя; вообще, с этим фильмом получилась занятная вещь, многое проясняющая в эволюции Д’Аннунцио и отношении соотечественников к нему. Сюжет обильного и многословного романа можно пересказать в нескольких предложениях: итальянский аристократ женился по страстной любви, у них с женой родились две прелестные девочки (их нет в фильме), жена стала болеть чем-то женским и вскоре герою наскучила, он стал ей изменять, во всём признаваться и предложил братско-сестринские отношения; она всё кротко приняла. Потом у него начался открытый и страстный роман с богатой вдовой Терезой Раффо (она как раз доминатрикс), он ей, можно догадаться, быстро надоел и вернулся к жене, которая как раз стала его особенно возбуждать бледностью и смирением. Но тут выясняется, что жена страстно влюбилась в сравнительно молодого (35) и модного писателя Арборио, в путешествиях и дуэлях которого как раз узнаётся Д'Аннунцио, и мы узнаём, как он видит себя со стороны. Выглядит он тщедушным, тощим, носатым, но поразительна сила его духа. Как все садомазохисты, Аннунцио мечтал о ранней смерти — его Арборио умирает от «прогрессивного паралича», как и Ницше (в

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Морская прогулка Морская прогулка

Интерьер в эклектичном стиле, вдохновленный островом Санторини

SALON-Interior
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма» Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма»

Какие традиции и принципы остаются неизменными в работе заксобрания Прикамья?

ФедералПресс
Выдворение китайских студентов из СССР Выдворение китайских студентов из СССР

После смерти Сталина между СССР и Китаем стали нарастать противоречия

Дилетант
Трофеи Вьетконга Трофеи Вьетконга

Во время Вьетнамской войны почтовые марки выпускала не только Республика Вьетнам

Дилетант
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
Ресторатор Борис Зарьков: «Дальше очень просто – жизнь продолжается. Вы находитесь “здесь”» Ресторатор Борис Зарьков: «Дальше очень просто – жизнь продолжается. Вы находитесь “здесь”»

Ресторатор Борис Зарьков – пат в шахматах, уход Michelin и «голые короли

СНОБ
Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
Сохрани в тайне свою женитьбу… Сохрани в тайне свою женитьбу…

Александра Иосифовна умоляла императора подождать с публичностью в новом браке

Дилетант
Путешествие в Сибирь Путешествие в Сибирь

Атмосферные апартаменты, не имеющие аналогов в Тобольске

Идеи Вашего Дома
Два вальса Два вальса

Грибоедов писал немало музыкальных произведений, однако большинство не записывал

Знание – сила
Радужные перспективы Радужные перспективы

Увидеть радугу посреди зимы – добрая примета. Но что именно она сулит?

Лиза
В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту! В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту!

Как выбрать подходящий формат для вашего проекта? Что значит SDR и HDR?

ТехИнсайдер
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Путешествие к гордости Мадрида – музею Прадо – и дворцу-монастырю Эскориал

Знание – сила
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Как Октавия Хилл в XIX веке управляла недвижимостью и помогала бедным людям Как Октавия Хилл в XIX веке управляла недвижимостью и помогала бедным людям

Как Октавия Хилл в XIX веке приводила в порядок лондонские трущобы?

Forbes
Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор» Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор»

Меня начало воротить от театра и от актерской профессии — внутри была пустота

Коллекция. Караван историй
Антилопа суни Антилопа суни

Самые маленькие в Африке антилопы – бесстрашные борцы за место под солнцем

Знание – сила
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм» Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историй
Что такое психогенное переедание, или binge eating Что такое психогенное переедание, или binge eating

Психогенное переедание: как его распознать и можно ли вылечить?

ТехИнсайдер
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Цикламены зажигают огни Цикламены зажигают огни

Среди зимнецветущих комнатных растений цикламен занимает одно из первых мест

Наука и жизнь
Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
«Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Что нужно сделать, чтобы в 2025 году вам сопутствовала удача в делах

Добрые советы
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
Открыть в приложении