Паранаука и жизнь
Игорь Гулин об «Убывающем мире» Алексея Конакова
В издательстве музея «Гараж» вышла книга историка советской культуры Алексея Конакова «Убывающий мир» — чрезвычайно увлекательное путешествие в пространство «советского невероятного» от охоты за НЛО до телесеансов Алана Чумака.
Алексей Конаков — один из самых оригинальных исследователей позднесоветской культуры. Главная ставка его текстов: феномены, выглядящие подчеркнуто периферийными, оказываются не отклонениями от магистральной линии культуры, а способами подсветить мейнстрим, ухватить главные напряжения, увлечения и тревоги эпохи. Если герои первой конаковской книги, вышедшего пять лет назад сборника «Вторая вненаходимая», были все же довольно респектабельными (она посвящена писателям андерграунда: Пригову, Аронзону, Улитину и прочим), то сюжеты «Убывающего мира» кажутся маргинальными до предела.
Есть странный факт: советская реальность с ее фетишем научно-технического прогресса была наполнена ажиотажем вокруг иррационального. Газеты и журналы печатали отчеты о встречах с НЛО, экспедиции искали следы йети, научные институты устраивали дискуссии о телепатии и телекинезе, интеллектуалы обсуждали целебные свойства загадочной субстанции мумие и так далее. На первый взгляд эти феномены мало связаны между собой, но на деле они плотно переплетены. Энтузиасты легко переключались с Атлантиды на охоту за шаровой молнией, параллельно практикуя экстремальное закаливание и лечение пассами, а также связывали свои поиски в разных областях: так, по одной из версий, снежный человек оказывался инопланетянином, по другой — целебное мумие представляло собой выпаренный жир несчастного йети. Всей этой разветвленной сети Конаков дает имя «советское невероятное» (отталкиваясь от названия знаменитой телепередачи «Очевидное — невероятное»).