Как Транссиб породил глобальные изменения в архитектуре и промышленности

Знание – силаИстория

Мосты Транссиба и КВЖД

Игорь Шумейко

Самая протяженная в мире железнодорожная магистраль соединила Европу и Азию, переведя Россию в «класс позвоночных», позволила сохранить Дальний Восток. Строительство Транссиба, считая от Рескрипта императора Александра III 17 марта 1891 года до первых пробных, но уже сквозных пусков в августе 1903‑го (со множеством «времянок» о которых будет речь), соединив XIX и XX век, кроме огромного числа последствий политического, военного, экономического характера породило столь же глобальные изменения в архитектуре, градостроительстве (рожденный Транссибом Николаевск-Новосибирск), промышленности и промышленном дизайне. Насыпи, железнодорожные пути, конечно, тоже изменили прилегающий ландшафт, но понятно, что главными элементами Транссиба, определившими новый культурный облик Евразии, стали здания вокзалов и… мосты.

Понятно также, что в обстановке невиданной в мире скорости те «пробные пуски» за 5 месяцев до первых залпов были по факту переброской войск (один армейский корпус, 30000 человек с вооружением загружал дорогу на месяц), без которой Русско-японской войны 1904—05 годов… не было бы, а была бы просто японская полицейская операция. И вокзалы, говоря по-современному, «были не в приоритете» – платформы на деревянных сваях. Но мосты надо было возводить «всерьез и надолго» (некоторые, как оказалось, больше чем на век), и их создание, кроме прочего упомянутого, соединило еще и идеи нового промышленного стиля с достижениями архитекторов, строителей прошлых веков.

…и Большая Золотая медаль Парижа уходит в Красноярск!

Победы нового стиля были отмечены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Конструкция железнодорожного моста через Енисей в Красноярске, представленная моделью, была удостоена Большой золотой медали, одновременно с Парижской башней Эйфеля, удостоенной Малой золотой медали: «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Характерно, что комитет, так распределивший награды Всемирной Парижской выставки, возглавлял сам Гюстав Эйфель, и, возможно, присутствовал некий момент его солидарности с русским инженером Лавром Проскуряковым, автором Красноярского шедевра, как и его Башня, утверждавшего каноны промышленного дизайна нового века.

Лавр Дмитриевич Проскуряков

Длина моста – 907 метров, уникальные фермы облегченной конструкции длиной 144,5 метра, высота в вершине параболы – 20 метров. Однопутный (это еще одна схолия к теме «Великие времянки Транссиба»).

Руководил строительством выдающийся инженер-строитель Евгений Карлович Кнорре, ранее поставивший мост через Днепр в районе Кременчуга.

Приняв в свою жизнь железнодорожную цивилизацию, введя в фольклор машиниста, кондуктора, отведя особое, всем в России понятное место «стрелочнику», народ включился в долгий процесс обживания и эстетизации паровозов, вокзалов, путейских мундиров, мостов, перронов. Литература, живопись, песни фиксировали достижения, порой шедевры совместного творчества.

Лавр Проскуряков (профессор Импера-торского Московского инженерного училища (ИМИУ), ныне Российский Университет Транспорта (МИИТ)), и Евгений Кнорре соединяли Надежность и Красоту железнодорожных мостов, а народ учился ее понимать. Российские паровозы, пройдя путь от чуда, диковинок Черепановых и Герстнера, до самой незаменимой из машин – также сформировали навыки восприятия, каноны своей железной красоты.

30 августа 1896 года заложен первый камень, 28 марта 1899 года строительство моста завершено. Евгений Кнорре: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне». Стоимость 3 миллиона рублей. В 1930‑х годах построен второй путь. Эксплуатация моста закончена в 1999 году, разобран к 2007.

Евгений Карлович Кнорре

Развилка Транссиба, Амур, Первая мировая

На Транссибе не только «промедление было смерти подобно», но даже и обычная скорость строительства могла привести к тому, что пути вести было бы просто некуда. Напомню «график». Октябрь 1901 года. Николай II говорит принцу Генриху Прусскому: «Столкновение неизбежно; надеюсь, произойдет через четыре года. Сибирская железная до‑ рога будет закончена через 5— 6 лет». Уравнение, определившее судьбу Империи. Отложите на оси времени от точки «октябрь 1901» даты:

– Октябрь 1905 (начало японской войны по расчетам Николая II),

– Октябрь 1906 (готовность Транссиба по его же расчетам).

А вышло: Витте пустил дорогу со всеми «времянками» и «спрямлением» КВЖД на 32 месяца раньше! Правда, и войну «Безобразовская клика», царь и Плеве («нужна маленькая победоносная») спровоцировали на 21 месяц раньше.

В этой гонке мосты на большинстве рек ставили временные, деревянные. Рельсы стандарта 18 фунтов на погонный фут (в европейской части страны: 24 фунта), длина шпал: 1,15 саженей (в европейской части 1,25). Сторожевые будки, казармы: на деревянных столбах. Отдельные пассажирские здания: только вблизи городов, заводов.

Мост через реку Енисей в Красноярске

Глобальный экспромт – найденный «на ходу» вариант: КВЖД, Китайская Восточная Железная Дорога. Лишь старые справочники выдают: «Мысль о проведении через Маньчжурию железной дороги возникла в 1895 г. ввиду выяснившихся технических, географических и экономических неудобств, занных с проведением Амурской линии». В №№ 5–6/2021 «Знание – сила» помещен рассказ о тех «неудобствах» и ответ нашего писателя-классика В. Г. Распутина многим «турбопатриотам»: «Даже прокладку КВЖД по китайской земле едва ли можно поставить ему (Витте) в вину: сквозной путь в грозовой обстановке накануне войны требовался немедленно, а северный, амурский вариант в условиях вечной мерзлоты со всеми ее "цветочками-ягодками", какие никогда, нигде еще не встречались, ускорить было невозможно. С Амурской дорогой впоследствии намучились не меньше, чем с Кругобайкальским участком»…

Но согласно законам диалектики, «времянки» обернулись – «точками роста». Байкальский участок стал Кругобайкалкой, красивейшим чудом техники. Поселок «Новая деревня» на месте «экспромтно», в нарушение планов, но спасительно найденной инженером Гариным-Михайловским точке пересечения Транссиба с Обью стал городом Новониколаевск, ныне Новосибирск.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Научно побеждать Научно побеждать

Как ученые помогли победить в войне

Эксперт
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Чавчавадзе Чавчавадзе

Чавчавадзе — грузинский род, сыгравший важную роль в российской истории

Дилетант
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Telegram-губернаторы Telegram-губернаторы

Как губернаторы в России используют Telegram?

Ведомости
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
Пять вещей, которые категорически нельзя оставлять в машине в жару Пять вещей, которые категорически нельзя оставлять в машине в жару

Какие оставленные в автомобиле вещи в жаркую погоду могут быть фатальными

РБК
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Пирр и его победы Пирр и его победы

Почему именно Пирра Антигон назвал лучшим полководцем эпохи?

Дилетант
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца

Сатурн: откуда у него кольца и почему они всегда на своем месте

Maxim
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
У берегов Сингапура нашли 3,5 тонны средневековой китайской посуды У берегов Сингапура нашли 3,5 тонны средневековой китайской посуды

С давних времен остров Сингапур выступал важным перевалочным пунктом для моряков

N+1
Диагнозы не горят Диагнозы не горят

Новый детективный сериал видного сценариста Денниса Лихейна «Дым»

Weekend
Как работает автофокус в фотоаппарате? От сенсора до мотора в объективе Как работает автофокус в фотоаппарате? От сенсора до мотора в объективе

Как работает автофокус: подробно и со схемами

ТехИнсайдер
Музыка волн Музыка волн

Примеры того, как гаджет перевернул музыкальную индустрию

Правила жизни
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Hастроение – прованс Hастроение – прованс

Создаем в квартире уютный деревенский стиль

Лиза
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Открыть в приложении