«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

В США автотуризм — индустрия в $140 млрд, которая поддерживает 680 тыс. рабочих мест. России, где территория в два раза больше, до этого далеко — из-за недостаточно развитой инфраструктуры. При этом, по данным ВЦИОМ, пока треть россиян уже путешествуют на машине, еще около половины этого точно хотят. Находить болевые точки отрасли и превращать их в источники дохода помогает предпринимателям Национальный союз профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА). О том, как развиваться отрасли и как здесь может встроиться МСП, «Инк» поговорил с экспертом Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма Андреем Артюховым.
— Какие бизнес-модели существуют внутри такого направления, как автотуризм?
— Структура автотуризма многогранна. Это собирательное понятие, которое включает достопримечательности как цели путешествий, а транспорт — как средство их достижения. Причем транспорт — это не только легковые автомобили, но и самодельные и переоборудованные микроавтобусы, специализированная техника и легковые автомобили, приспособленные для ночевки и комфортных путешествий.
По статистике, около 20 млн семей в России путешествуют на автомобилях. По данным ВЦИОМ, 56% предпочитают активный отдых на природе. Это более 10 млн семей. 70% всех отпусков приходятся на лето, поэтому спрос концентрируется в этот период.
Направления, которые включают в себя автотуризм, следующие.
- Места остановки туристов: отели, базы отдыха, мотели, кемпинги.
- Оборудование для кемпингов — модульные строения и аксессуары.
- Товары: аксессуары, мебель, аккумуляторные фонарики, зарядные станции, генераторы и непосредственно сами аккумуляторы.
Все перечисленное относится к сектору малого и среднего предпринимательства и составляет основу автотуристической индустрии.
— Можно ли сегодня говорить о растущем тренде на автотуризм?
— Мы начали вести аналитику с 2018 года — тогда 50–60% россиян путешествовали на автомобиле. После пандемии резко вырос внутренний поток, ведь границы закрылись. Для многих это оказалось неожиданностью: множество людей раньше выезжали за границу, включая караванеров. До пандемии владельцы автодомов перемещались внутри России только на короткие выходные, а в длинные отпуска уезжали за границу. Сейчас такой возможности нет и трафик внутри страны стал заметнее.
Пандемия изменила структуру спроса. Люди стали выбирать индивидуальные поездки или путешествия в малых группах — две-три семьи по интересам.
Перечислю главные запросы, которые появились за последние три-четыре года.
В первую очередь, это тренд на самодеятельные путешествия. Правда, пока не все туроператоры перестроились под это: часто программы, ориентированные на групповой и образовательный туризм, адаптированы для школьных групп и редко учитывают спрос на индивидуальные или семейные поездки. Но в этом направлении уже идет трансформация.
Кроме того, увеличилось число семейных путешественников и тех, кто путешествует с домашними животными.
Вырос интерес к отдыху на природе и такому направлению, как образовательный туризм. То есть сейчас люди едут, чтобы чему-то научиться, например погрузиться в сельскую жизнь и жить не в деревне, а в кемпинге. Востребованы мастер-классы — не как развлечение, а как способ освоить новое ремесло.
Также существует спрос на ретриты — выезды для перезагрузки вдали от цивилизации. Но этот запрос требует развития современной кемпинговой инфраструктуры. По нашим данным, сегодня он удовлетворен примерно на 30%.
— Какой процент автотуристов выбирает кемпинг как способ размещения?
— По опросам ВЦИОМ, отдых на природе выбирают 56–60% автотуристов. Это стабильные данные с большой выборкой. Кемпингов явно не хватает, и сегодня это самый перспективный сектор для развития малого и среднего предпринимательства.
Дело в том, что кемпинги использовать сложно, — их мало, и они заняты даже в будни. Когда ВЦИОМ задает вопрос о выборе кемпинга, процент низкий именно из-за дефицита. Большинство регионов продвигают собственные маршруты, но, приехав, туристы не находят комфортных условий. В результате — съемное жилье или дикая природа. Это увеличивает нагрузку на экосистему и снижает экономическую эффективность региона.