«Это не игра в прятки с моей стороны»
Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»
26 октября на «Кинопоиске» выйдут первые серии новой экранизации «Преступления и наказания», снятой Владимиром Мирзоевым. Театральный режиссер, начинавший в конце 1980-х, Мирзоев обрел второе дыхание благодаря стриминговым сервисам — его «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского (внесен Минюстом в реестр иноагентов) стали настоящим сериальным хитом, а в прошлом году он выпустил адаптацию бестселлера Майка Омера «Внутри убийцы». В «Преступлении и наказании», как и положено экранизации одного из главных русских романов, звездный состав — в роли Родиона Раскольникова Иван Янковский, его друга Разумихина играет Тихон Жизневский, сестру Дуню — Любовь Аксенова, Порфирия Петровича — Владимир Мишуков. Одна из центральных ролей у персонажа по имени Тень в исполнении Бориса Хвошнянского. Константин Шавловский расспросил Владимира Мирзоева о том, зачем понадобилась новая экранизация Достоевского в 2024 году.
Зачем сегодня снова экранизировать «Преступление и наказание»? Нет ли в этом желания спрятаться за классику?
Я бы мог ваш вопрос отбить контрвопросом: а почему, по-вашему, этот роман входит в пятерку самых читаемых книг в России?
Может быть, потому, что он входит в школьную программу и без него не сдать ЕГЭ?
Вряд ли. Современная молодежь, по-моему, больше по части аудиокниг или экранизаций. Хотя, я думаю, нашу экранизацию учителя категорически не будут рекомендовать к просмотру. Даже наоборот, скажут: «Только ни в коем случае не смотрите это (пииии), иначе получите двойку». Популярность «Преступления и наказания» нельзя объяснить ни школьной программой, ни детективным жанром. Тут все-таки дело в теме. Точнее, в том круге вопросов, в котором кружится этот роман. А кружево там очень сложное. Природа зла в человеке. Природа добродетели и даже святости. Как зло в человека заползает? Или человек с ним рождается? Может ли это зло быть не просто животным инстинктом, а проникать в человека в упаковке модной философии или прогрессивных идей? Может ли преступник уйти от наказания, или наказание всегда идет в одном пакете с преступлением? И наконец, главный вопрос, который мучает автора и который, как я думаю, сегодня мучителен для каждого русского человека: может ли после чудовищного преступления, после возникшего союза со злом быть воскресение?
Вы имеете в виду — прощение?
Нет, именно воскресение, ведь не случайно евангельская история про воскресение Лазаря встроена в сюжет романа, она там снова и снова возникает. И Раскольников, если помните, приходит к Соне и просит ее почитать о воскресении — только не Бога, а человека. Речь идет не о прощении — о том, может ли человек, убивший в себе душу, эту душу потом воскресить. В романе это главная тема. И я думаю, что это главная тема для нас, для России сегодня. Вот поэтому Достоевский. Это не игра в прятки с моей стороны. Я не могу даже вообразить современный материал, в котором на таком уровне поднимались бы эти вопросы.
Роль Раскольникова писалась под Ивана Янковского?
Да.
Почему?
Потому что у Ивана день рождения в один день с Федором Михайловичем — 30 октября.
Почему, как вам кажется, именно Иван Янковский стал лицом и героем нашего времени?
У Вани актерская индивидуальность, как ртуть. Мерцающее обаяние. Он умеет быть прекрасен, невероятно обаятелен и вдруг очень неприятен, резок, агрессивен. И вот это мерцание в нем — оно очень современно. Современный человек поразительно ситуативен. Он поворачивается к свету то одной, то другой стороной — в зависимости от ситуации. Вот и Родион Романович такой же — он может пьяную девочку на улице пожалеть, увидев, что ее преследует какой-то негодяй, очередной Свидригайлов, начнет звать полицейского, чтобы тот ее проводил, и тут же сказать этому полицейскому: «Да ладно, пусть мужик позабавится». То есть мгновенно меняет направление чувства, без явного повода. И Ваня Янковский, как мне кажется, такого расколотого героя очень хорошо чувствует. Он самой природой создан играть таких людей, амбивалентных, которые каждую секунду меняют направление мысли, чувства и действия.