Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию
Японцы, страдающие от девальвации местной валюты, инфляции и падения зарплат, ищут выход из ситуации. Некоторые нашли его на международных маркетплейсах, где неплохо зарабатывают благодаря популярности всего японского в западных странах с сильной валютой — таких, как США. Рассказываем, что, кому и за сколько они продают и почему в Японии так много магазинов подержанных вещей.
Экологичное потребление по-японски
Япония занимает пятое место в мире по количеству потребителей подержанных товаров (около 30%), уступая США, Великобритании, Швеции и Нидерландам. По данным исследования обувной компании Public Desire, по всей стране сейчас работают около 483 000 магазинов формата секонд-хенд разной специализации — от бутиков с люксовыми брендами и салонов подержанных автомобилей до магазинов, в которых продаются исключительно товары для гиков. Это в 10 раз больше, чем в Великобритании, и в 15 раз больше, чем в США. А рынок перепродажи в Японии оценивается в $18 млрд, что уступает только показателям США.
Согласно оценкам издания Reuse Economy, японский рынок подержанных товаров непрерывно растет каждый год с 2009-го. А сейчас, когда в стране увеличивается уровень потребительской инфляции, а зарплаты за ней не успевают, внимания к более доступным подержанным товарам стало еще больше. С другой стороны, снижение курса иены по сравнению с долларом способствовало росту интереса к Японии со стороны туристов, которым многочисленные гиды рекомендуют в том числе списки «знаменитых токийских секонд-хендов».
Существенная часть подержанных товаров продается через физические магазины (B2C), где продажи выросли на 7,5% в 2023 году, а также через интернет-магазины — там рост составил 12%. Продажи через платформы бесплатных объявлений для физических лиц (C2C) выросли на 6,4%.
Среди японцев наиболее популярные товары вторичного использования — это одежда и аксессуары, их продажи выросли в 2023 году на 15,5%, до 591,3 млрд иен. Продажи мобильных телефонов и смартфонов выросли на 25,2%, до 86,5 млрд иен из-за того, что новые устройства на фоне инфляции и падения курса национальной валюты стали для японцев слишком дорогими.
Пионеры секонд-хенд индустрии
И в крупных, и в небольших городах Японии часто можно увидеть магазины с пометкой «каитори» («выкуп» или «перепродажа») и «о-ури-кудасай!» («пожалуйста, продайте!») призывающие избавиться от лишних вещей. Компания Bookoff Group Holdings Ltd. управляет около 800 торговыми точками в Японии и за рубежом, которые покупают бывшие в использовании вещи для перепродажи. Как следует из названия, группа начала свою деятельность с покупки и продажи подержанных книг, комиксов, манги и CD/DVD дисков. Позднее компания стала расширять профиль своих магазинов, так появились Hard-Off с одеждой и крупногабаритными хозяйственными товарами, Hobby Off с товарами для творчества и всевозможных увлечений, а также Liquor Off, куда японцы могут сдать застоявшийся в шкафу алкоголь, и Mode Off с винтажной одеждой.
Однако в 2018 году вступивший на должность президента Bookoff на фоне кризиса Ясутака Хориучи отметил, что компания зафиксировала чистый убыток почти в $8 млн в 2017-м, что привело к закрытию магазинов и изменению стратегии на фоне роста новых онлайн-площадок для торговли.
Чтобы успешно конкурировать с торговыми сетями на трансформирующемся рынке, Bookoff запустил крупные магазины под названием Bookoff Super Bazaar, предлагающие более широкий ассортимент подержанных товаров, включая одежду и музыкальные инструменты. Они также расширяются на международном уровне и открывают для себя новые области развития.
Первые филиалы компания открыла в США и Франции, и изначально там продавали подержанные товары, купленные у японцев. Сейчас же они в основном ориентированы на покупку и продажу местных товаров для местных жителей. В 2016 году компания вышла на малазийский рынок под брендом Jalan Jalan Japan, слоган которого — Pre-loved Goods from Japan («Ранее любимые товары из Японии»).
Бум винтажной моды
Еще до падения курса иены Япония была модной столицей для любителей дизайнерской одежды и коллекционеров редких лимитированных релизов. Бережное отношение к вещам, заложенное культурными традициями, и склонность японцев к регулярному обновлению товаров личного пользования привело к тому, что на рынке секонд-хенда всегда есть интересные для покупателей вещи.
Рынок подержанных товаров класса люкс в Азии в 2023 году принес доход в размере $3,97 млрд, и ожидается, что в этом году он вырастет до $4,38 млрд. По данным Statista, к 2028 году эта цифра может достичь $5,84 млрд. Япония выделяется среди других стран как главная точка для покупки подержанных предметов роскоши и винтажа благодаря огромному выбору, в том числе и лимитированных коллекций специально для японского рынка, хорошей сохранности вещей вплоть до оригинальной упаковки и низкому курсу иены, которая позволяет совершать покупки выгоднее, чем в других странах.