«Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической Третьей мировой войне
X-20 «Динозавр»О том, как воевать в космосе, человек задумался еще до того, как туда полетел.
Первая идея военного использования космического пространства заключалась в ядерной бомбардировке с высоты 60-70 километров. Для этого в 1957 году корпорация «Боинг» по заказу Минобороны США начала разработку космического бомбардировщика X-20 Dyna Soar (Динозавр).
Предполагалось, что ракета «Титан» выведет «Динозавра» на орбиту 160 километров, где он перейдет в режим планирования, снизится до 60 км, произведет бомбометание, и вновь уйдет на околоземную орбиту, вне досягаемости советских ПВО и перехватчиков. Нил Армстронг, будущий «первый парень на Луне», впервые попал в отряд космонавтов для полета именно на Х-20.
Вскоре от «космического бомбардировщика» американцы отказались. Для его эффективности была необходима оперативность действий, а какая может быть оперативность, если к запуску приходилось готовиться даже не часы, а сутки? К тому же запустить Х-20 незаметно для СССР было невозможно. Ядерные ракеты в шахтах и на подлодках были бы явно эффективнее, так что в 1963 году проект «X-20 Dyna Soar» был закрыт.
Орбитальные станции «Скайлэб» и «Алмаз»В том же году Минобороны США презентовал общественности совершенно другую идею космической войны — орбитальные станции, в мирное время ведущие пассивную разведку, но способные перехватывать советские ядерные ракеты во время войны. Собственно, ведущие ученые еще с конца 50-х прогнозировали освоение космоса с помощью орбитальных станций.
Первый подобный проект (MOL) был неудачен, разработка затянулась, а смета была многократно превышена, так что президент Никсон в 1969 году его закрыл.
Следующий проект — «Скайлэб» — был запущен в космос, но на высоте 435 километров одна из его шести солнечных батарей не раскрылась, а другая оторвалась вместе с теплоизолирующим экраном. Вскоре внутри станции поднялась температура до 40 градусов, система терморегулирования отключилась, электроника отказала. Американцам пришлось трижды посылать к «Скайлэб» ремонтные бригады на «Аполлонах», ими был получен неоценимый опыт работы на околоземной орбите, но стоимость программы составила чудовищные 3 миллиарда долларов.
Мысль советских конструкторов шла в схожем направлении — от экзотичных проектов вроде ядерных космических планеров до практичных орбитальных станций. Работы по созданию таких орбитальных пилотируемых станций «Алмаз» начались в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея в середине 60-х. Разработка затягивалась, а вскоре советские инженеры столкнулись с той же проблемой, что и американцы: для снабжения и эксплуатации подобных станций требовалась надежная космическая транспортная система.
И тут сказалась разница в политических системах. Американцы, которым после разорительного «Скайлэба» предстояло утверждать космический бюджет в Конгрессе, провели серьезную экономическую экспертизу, пришли к выводу, что проект многоразового космического челнока не только минимизирует расходы, но, при коммерческом использовании шаттлов, может сделать проект рентабельным. В 1970 году президент Никсон утвердил этот проект.